7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья 4-3 тысячелетий до н.э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно – они появились не позднее 4 тыс. до н.э. Города шумеров – Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией.
Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.
Архитектурных памятников Шумера очень мало сохранилось, т.к. делали здания из недолговечного материала – необожжённого кирпича. Сохранилось – Белый храм и Красное здание в Уруке (3200 – 3000 года до н.э.). Храм – низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором – не имел окон.
Распространенным типом скульптуры был адорант – это статуя молящегося – фигура сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Инкрустировали глаза адорантов. Главная особенность статуй – это условность изображения, неточная, в отличие от египтян. Египтяне придавали портретное сходство. Шумеры халтурят.
Стены храмов в рельефах. В рельефах все одинакового роста, кроме царей. Пример: стела правителя Лагаша Эаннатума (2470 г. до н.э.), посвящена его победе над городом Уммой.
Глиптика – резьба по драгоценному или полудрагоценному камню. Множество резных печатей в форме цилиндра.
В конце 24 века до н.э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считают семитские племена. Царь аккадцев Саргон Древний (позднее Великий) легко подчинил себе шумерские города и создал первое единое государство – царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца 3 тысячелетия до н.э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили клинопись, даже религию аккадцы взяли у шумеров, только имена поменяли.
В аккадский период появилась новая форма храма – зиккурат. Это ступенчатая пирамида. Нижний ярус чёрный, средний – красный, верхний – белый. Лестница в небо. В 21 веке ДО Н.Э. в Уре был сооружён трехъярусный зиккурат, высота – 21 метр.
Памятников изобразительного искусства сохранилось очень мало. Отлитая из меди голова, возможно, принадлежит Саргону. Мастер стремился показать идеального правителя и воина.
В шумерский и аккадский период в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления искусства (архитектура и скульптура), которые получили дальнейшее развитие.
После смерти царя Нарамсина царство шумеров и аккадцев захватили кочевые племена гутиев. Кроме Лагаша. Статуя Гудеа правителя Лагаша 21 век до н.э. Стела царя Нарамсина 23 в.до н. э.
В 2003 году до н.э. царство Шумера и Аккада прекратило своё существование. Войско Элама разгромило столицу – город Ур.
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.