Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
Искусство – способ эстетического освоения действительности в форме художественных образов.
Ислам – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого Аллах избрал своим пророком. Основу ислама составляет строгий монотеизм, признание Корана вечной, священной книгой, вера в воскрешение мертвых и конец света, соблюдение поста, молитвы. Ислам не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность религиозной и светской власти.
Карма – в буддизме, индуизме, джайнизме – закон воздаяния как основа учения о переселении душ. Согласно ему, всякое существо, в том числе и человек, расплачивается или вознаграждается за всю совокупность чувств и поступков, присущих ему в предыдущей жизни, рождением в новом теле. Карма замыкает существа в тягостном круговороте смертей и рождений (сансара).
Католицизм – направление в христианстве, возникшее в результате разделения христианской церкви в XI-XII вв. Особенность католицизма по сравнению с православием – добавление к «символу веры» филиокве, согласно которому святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына; наличие догмата о непорочном зачатии Марии и ее телесном вознесении; о непогрешимости Папы Римского; обязательное безбрачие духовенства.
Коран – священная книга мусульман, содержащая свод проповедей – притч, установлений морального и юридического характера, правил совершения ритуалов и молитвенных
действий. Коран состоит из 114 глав (сур), включающих 6206 ритмико-смысловых отрывков – айат.
Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., обращенный к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Классицизм стремится к выражению возвышенного, героического, нравственного в строгих и гармоничных образах.
Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми, а также между техническими аппаратами.
Коммуникация ритуальная – процесс реализации социально-предписанного поведения.
Контркультура – субкультура, нормы и ценности которой противоречат доминирующим в данном обществе культурным ценностям.
Конфессиональный тип культуры – культура, в основе которой лежат религиозные ценности.
Кровнородственный тип культуры – наиболее древний тип культуры, в котором степень солидарности и любого типа обязательства и формы поведения людей определяются степенью их кровного родства.
Культура – специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире, реализующийся на основе системы ценностей, норм и идеалов и консолидирующий людей данного общества.
Культурная конфигурация – специфический способ связи элементов данной культурной системы.
Культурная система – упорядоченная совокупность культурных элементов.
Культурология – междисциплинарная наука о ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных механизмах, организующих совместную жизнедеятельность людей.
Культурно-исторических типов теории – учения о многообразии и своеобразии культур, отрицающие единство всемирно-исторического процесса; формировались как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории, эволюционистской трактовки исторического процесса.
Личность – социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения и обогащения им социально-культурного опыта.
Любовь – в общекультурном смысле – нравственно-эстетическое чувство в отношениях людей друг к другу, сопровождающееся душевной теплотой, сердечностью.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, выражается в том, что заведомо безнравственный поступок, совершаемый в эгоистических целях, выдается за нравственный.
Массовая культура – культура, создаваемая в условиях рынка и направленная на удовлетворение потребностей и интересов основной массы населения.
Менталитет – определенное, специфическое и устойчивое явление культуры, характеризующее как особенности социальной психологии народа, так и способы его жизнедеятельности, формы общения, устойчивые традиции.
Миф – рассказ, древнее повествование о богах, героях. Система мифов лежит в основе всей культуры. Миф обожествляет игру природных сил и, понятых как ее продолжение, стихийные страсти души. Для мифа, в отличие от религии, природное явление и страсть – это и есть боги. Мифы повествуют о творении природы и культуры, о превращении хаоса в космос.
Модернизм – художественно-эстетическая система XIX – начала XX вв., объединяющая множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений; выступает за поиск новизны, необычного, оригинального.
Модернизация – в историко-культурном плане – это процесс перехода от традиционного общества к современному, сопровождающийся автономизацией личности, развитием научного понимания мира, секуляризацией всех сфер жизни и сознания.
Мораль – духовно-практический, оценочно-императив-ный способ освоения действительности, определяющий отношение человека к себе, другим людям, обществу и к миру в целом, и регулирующий поведение людей на основе представлений о добре и зле, справедливости, смысле жизни.
Народ – в культурологическом смысле – динамическая общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством.
Нарциссизм – форма выражения эгоистического начала в человеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооценкой своих способностей, физических и интеллектуальных сил.
Наука – одна из подсистем культуры, ориентированная на производство объективных знаний о мире и человеке.
Национальный тип культуры – культура, в которой основой интеграции людей является государство, единая система национальных ценностей и общий экономический интерес.
Нирвана – в буддизме – это конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот, состояние полного покоя, уход в небытие и, тем самым, преодоление цепи перерождений (сансара). В нирване отсутствует разница между состояниями «жизни» и «смерти».
Норма – образец, предписание, требование поступать и действовать определенным образом.
Обыденная культура – это такой уровень овладения знаниями, навыками и нормами, умениями, который необходим человеку в повседневной жизни.
Общение – социально-психологический процесс взаимодействия людей по поводу сообщенной информации.
Ответственность – способность человека предвидеть последствия своих действий и отвечать за них.
Перцепция культурная – восприятие традиций, ценностей чужой культуры, оценка представителей этой культуры.
Плюрализм культурный – признание самобытности культуры других этносов без ущерба для ценностей собственной культуры.
Почвенники – представители течения русской общественной мысли 60-х годов XIX века, родственного славянофилам. К их числу принадлежали: Ф.М. Достоевский А.А. Григорьев, Н.П. Страхов. Проповедовали сближение образованных людей с народом («почвой») на религиозно-этнической основе.
Постмодернизм – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившихся в конце 60-х годов XX века. В искусстве отвергает поиск нового, культивирует эксперименты и переосмысливая модерн, предпочитает смешение стилей прошлого. Постмодернизм представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством.
Протестантизм – одно из трех основных направлений христианства. Возник в результате антикатолического движения в Европе XVI в. – Реформации. Для протестантизма характерны: отсутствие противопоставления духовенства и мирян, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества. Существуют только два таинства – крещение и причащение.
Природа – с культурологической точки зрения – объективные естественные условия существования человека и сам человек с его телом, физиологией, природными задатками.
Профессиональная этика – кодекс поведения, предписывающий нравственный характер взаимоотношений между людьми определенной профессии, а также между ними и обществом.
Профессиональный тип культуры – культура, в основе которой лежат принципы и нормы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями профессии.
Психоаналитическое направление в культурологии – исследования культуры, в которых главное внимание уделено бессознательному уровню психики человека в понимании сущности и развития культуры.
Психология культуры – раздел культурологии, исследующий взаимосвязь личности и культуры, механизмы социализации и инкультурации, генезис индивидуальности в пространстве культуры.
Реализм – направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности.
Религия – стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным, божественным, которое заключает в себе совершенство, могущество и смысл бытия. Сверхъестественное открывается человеку через веру как личностный выход за пределы очевидности и рассудка к божественному смыслу, который вдохновляет человека, придает ему полноту жизни. Религия выражает себя в мировоззрении, культе и различных формах объединения верующих (церковь, община).
Релятивизм культурный – рассмотрение чужой культуры, исходя из условий ее порождающих, без оценки данной культуры.
Романтизм – идейное и художественное движение в европейской культуре конца XVIII – начала XIX вв., характеризующееся возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир.
Сакральный – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.
Свобода – способность и возможность поступать в соответствие со своей волей, возможность выбора.
Семантика – раздел семиотики; учение о значениях знаков и отношениях между ними.
Семиотика – наука, исследующая свойства естественных и искусственных знаковых систем.
Семиотика культуры – раздел культурологии, исследующий явления культуры со стороны их знаково-символи-ческой природы.
Символ – особого рода знак, в котором обнаруживается действенное присутствие выражаемого им содержания. Культурный символ тем отличается от простого знака, что несет в себе живую глубинную связь с тем бытием, которое в нем выражено. Символ культуры многозначно и иносказательно выражают такое содержание, которое составляет существо ценностей и идеалов конкретной культуры.
Символ Веры – краткое и точное изложение основ христианской веры, ее догматов.
Символизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью смыслов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности.
Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX века; выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития страны на основе самобытности, идеализировали общественный строй древности, критиковали петровские реформы, развивали религиозную философию; сыграли важную роль в изучении народного быта и искусства. Оппоненты западников. Представители: И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков.
Социализация – процесс адаптации индивида к условиям общественной жизни путем усвоения и воспроизводства социального опыта и социальных связей в собственной жизни.
Социальная культурология – раздел культурологии, исследующий культуру как всеобщую форму человеческого существования, как ценностно-нормативное основание общественной жизни.
Социальная солидарность – система принципов и методов упорядочения социально-практической и духовной деятельности людей; социальная солидарность находит свое оформление в идеологии.
Социодинамика культуры – развитие культуры путем взаимодействия и взаимопроникновения социума в культуру и культуры в социум.
Социокультурное противоречие – резкое несоответствие сложившихся социальных отношений и существующей культуры.
Социокультурная катастрофа – распад исторически сложившихся социальных связей, культурная деградация как результат своевременно не разрешенного социокультурного противоречия.
Социокультурный процесс – временные изменения культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и социальными группами.
Социокультурная ситуация – совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.
Социологическая школа в культурологии – объединяет тех исследователей, которые истоки и закономерности развития культуры видят в общественной природе и социальной организации человека.
Социум – сфера социально-практических отношений и действий в отличие от культуры как ценностно-смысловой сферы общества.
Специализированная культура – это высший уровень овладения достижениями человечества, связанный с общественным разделением труда, специализацией, институализацией и профессиональной подготовкой.
Стереотип социальный – упорядоченная определенным образом система информации, используемая в межкультурной коммуникации; стереотипы социальные закрепляются на подсознательном уровне как не подлежащий сомнению императив по отношению к представителям иноэтнических культур.
Стиль – совокупность главных особенностей художественного творчества, проявляющихся как в выборе тем, идей, характеров, так и в изобразительно-выразительных средствах их воплощения.
Структурализм – философское и культурологическое направления в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. ХХ в. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Это позволяет выявить глубинные пласты в культуре, например, ментальные структуры.
Субкультура – часть культуры данного общества, имеющая отличительные от доминирующей культуры черты. Ее носителями являются группы людей со специфическими социальными, демографическими, конфессиональными и другими признаками.
Сублимация – процесс преобразования и переключения энергии влечений на социально одобряемые (или незапрещаемые) виды деятельности. Сублимированная энергия либидо (сексуальная энергия) в понимании З. Фрейда является источником культуросозидательной деятельности.
Текст – система культурных объектов, форм, смыслов, выраженных в знаково-символической форме.
Телесность – социокультурная характеристика человеческого тела.
Техника – совокупность материальных средств, создаваемых для материального и духовного производства.
Триединство – один из главных догматов христианства, согласно которому Бог извечно имеет три равноценных лика: Отец, Сын, святой Дух, имеющих единую сущность и единую волю. Спасителем выступает Бог-Сын.
Типология – систематизация знаний об исследуемых объектах на основе какого-либо признака.
Универсалии культурные – черты, общие всем культурам, в которых отражено удовлетворение базисных потребностей человека.
Фетишизм – вера в сверхъестественную силу вещей – амулетов, талисманов.
Филистер – самодовольный человек с ограниченным культурным кругозором и ханжеским поведением.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!