logo search
ответы история экзамен

15.Своеобразие Петербургского модерна. Провинциальный модерн.

В конце XIX – начале ХХ века в разных районах Петербурга велось широкомасштабное строительство жилых доходных домов. Многие из них стали характерными образцами стиля – модерна. Значительное воздействие на петербургский модерн имела близость столицы к Скандинавским странам, и прежде всего к Финляндии.

Русских и финских зодчих объединял общий интерес к древней художественной культуре европейского севера. В архитектурных сооружениях новизна и оригинальность приемов модерна сочетались со стилизацией мотивов традиционного скандинавского, русского и карело-финского искусства.

Общность климатических и ландшафтных условий строительства в Петербурге и городах Финляндии и Швеции обусловливала некоторое сходство и специфичность художественных черт модерна, своеобразие которого проявлялось в отделке фасадов природным камнем (гранитом, мрамором). В интерьерах помимо каменной отделки использовалось много древесины и металла. Введение различных по цвету и фактуре материалов в отделку зданий, использование барельефов на темы северной природы придавало строениям особую живописность и оживляло фронт застройки петербургских улиц. Некоторые детали – изображение сов на фасаде, шестиугольные окна со скосами наверху, – впервые примененные в архитектуре Петербурга, стали почти постоянным атрибутом «северного модерна».

Мерно чередуются большие и малые проемы, вставки над окнами, которые образуются рядами кирпича, поставленного на ребро. Интересны рисунок оконных переплетов, диагональное расположение лестничных клеток. Входы и цоколь оформлены гранитными плитами. Велика роль кровли, мансард и труб, которые образуют необычные силуэты зданий. Жилые помещения пятых этажей как будто вписаны в плоскости высоких фронтонов, переходящих в целую систему высоких крыш, труб, мансард.

В конце XIX – начале XX века в Петербурге при строительстве часто использовали талько-хлоритовый сланец, или так называемый «горшечный камень». Он легко режется ножом, его можно распиливать пилой по дереву, а при обработке применять обычный столярный инструмент. Имея разные оттенки серого цвета, «горшечный камень» выглядит очень благородно, не впитывает воду, мало подвержен разрушительному воздействию петербургского климата, поэтому он получил еще одно название – камень «северного модерна».

ЗАГАДКИ РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО МОДЕРНА

   Тамбов по меркам русской истории город относительно молодой. Основанный в 1636 г. как крепость в 450 верстах южнее Москвы, он почти три столетия был российским захолустьем. Лишь в начале XX века торговля и промышленность привели к небывалому ранее строительному буму в городе. К этому времени относится и зарождение тамбовского модерна.    Начиная с 1903 года, когда был утвержден новый Генеральный план города, а городским архитектором был избран В. Лемке, в Тамбов приезжают работать зодчие из таких провинциальных городов, как Томск, Курск, Кострома, Нижний Новгород.

   Тамбовский дом Асеева, роскошный двухэтажный особняк европейского типа, расположен в самой престижной части города, там, где практически никто не мог позволить себе покупку солидного земельного участка.   Принцип архитектурного формирования особняка можно назвать необарочным . Центр композиции здания - холл с парадной лестницей, освещаемый через высокие окна. Выступающие ризолиты с залами различного назначения располагаются вокруг него. Это скорее клуб, чем жилой дом. Архитектура как будто вобрала в себя и отразила бурную общественную жизнь и деятельность заказчика. Главный акцент архитектор делает на столовой, многочисленных гостиных и кулуарах. Известно, к примеру, что в этом доме была даже студия для местных живописцев.    Скульптурные элементы выделяются на фоне больших гладких плоскостей стен. Это - гербы и обрамление больших арочных окон с масками львов на замковых камнях. Углы ризолитов эффектно закруглены и подчеркнуты изогнутым рустом. Ступени внешних и внутренних лестниц также полукруглые.    В архитектурных формах множество контрастных сочетаний. Поражает декор верхнего яруса здания. Балюстрада, скрывающая кровлю, дополнена, как и во многих зданиях, спроектированных Кекушевым, вазами, арочками, башенками-фиалами. Мезонин превращен в замок-мансарду с ренессансным декором. Все это создает игру теней и света, впечатление непрерывного движения форм.

   Мастерство создателя здания демонстрируют интерьеры. Они поразительно сохранились: и удивительно тонкие по качеству исполнения деревянные панели, и потолки с позолотой и росписью, и множество непохожих одна на другую люстр. Оригинальны даже калориферы, исполненные в виде круглых колонн, завершенных вазами.  Интересно, что уникальный особняк Асеева породил в Тамбове своего рода моду на строительство. В городе появились весьма претенциозные здания. Они стали выделяться сильно вынесенными карнизами, эркерами, башенками, лепниной.      Тамбовский модерн был явлением чисто внешним. Главным и часто единственным средством выразительности в работе зодчих оставались детали фасадов, и потому их размеры нередко гипертрофированны.    Именно в деталях выражалась душа провинциального зодчего. Птица-аист, наивный элемент архитектурного решения здания кинотеатра Модерн , пожалуй, самый характерный пример оформления фонаря над входом. По выразительности он не уступает лучшим западным аналогам.    Своеобразием тамбовского модерна можно наслаждаться и сегодня. Тамбов сохранился лучше многих других российских городов, пострадавших от войн и неумеренных амбиций советской администрации.