logo
ответы история экзамен

Художники группы «Наби».

«НАБИ», «набиды» (франц. Nabis – пророки), группа французских художников (П. Серюзье, М. Денни, К. Руссель, П. Боннар, Э. Вюйяр, Ф. Валлоттон и др.), создавших под влиянием искусстра П. Готена и др. постимпрессионистов своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, плоскостность форм, главенство цветового пятна, прихотливо изогнутые силуэтные линии, музыкальность ритмов. Возникла ок. 1888 г. В Париже, существовала приблизительно до 1905 г.

С самого начала в «Наби» сформировались два крыла. Серюзье и Денни в соответствии с названием группы стремились писать религиозные картины (М. Денни, «Марфа и Мария», 1896). Другие «набиды» не разделяли их проповеднического пыла. Сюжеты своих картин художники черпали в мифах и легендах, в литературных произведениях, в том числе своих современников-символистов (П. Боннар, «Начало весны. Маленькие фавны», 1903-04). Осознав невозможность передачи жизни во всей её полноте, художники искали пути к отвлечённо-символическому выражению; стремились не воспроизводить натурные мотивы, а создать на холсте гармоничное единство форм и цветов, передающее душевное состояние и чувства художника (М. Денни, «Лестница в листве», «Апрель»; обе 1892; Э. Вюйяр, «В комнате», 1893).

Денни, Вюйяр, Боннар создавали также графические произведения в технике цветной литографии, обогащая гравюру изобразительными новшествами, близкими к живописным. Особенно прославился как график Ф. Валлоттон, создавший оригинальный стиль гравюры на дереве, основанный на напрядённом контрасте чёрных и белых пятен, линий и орнамента (гравюра «Достоевский», 1895).

Художников «Наби» объединяло тяготение к монументальным и декоративно-прикладным формам творчества. Они создавали живаписные панно для частных особняков, работали в сфере театрально-декорационного искусства, делали эскизы для керамических изделий, ковров и витражей. Идея слияния искусства и жизни, воодушевлявшая многих мастеров рубежа 19-20 вв., проявилась у «набидов» в стремлении к созданию стилистически целостных жилых интерьеров.