logo
ответы история экзамен

48. Человек и время в искусстве художников 70-х годов (д. Шаховский. Д. Митлянский, н. Нестерова, т. Назаренко и др.)

В конце 50-х годов советское общество вступает в период развитого социализма, и это находит отражение в искусстве. Перед искусством ставятся новые задачи. Направленность его развития определялась решениями нашей Коммунистической партии.

Новый этап в развитии искусства характеризуется прежде всего тем, что искусство, так же как литература, достигает одинаково высокого уровня во всех национальных республиках. Живописцы Азербайджана или Латвии работают не менее успешно, чем художники РСФСР; графика Литвы оказывает существенное воздействие на графику многих других республик и т. д. Усиливается процесс взаимообогащения искусства различных национальных школ.

Широким потоком вливаются в искусство молодые силы. Но это, разумеется, не значит, что мастера, творческий расцвет которых пришелся на 30 — 50-е годы, уступают первенство молодым. Они продолжают творить, их новые достижения и богатейший творческий опыт являются фундаментом, на который опираются художники следующих поколений.

Новый облик искусства 60 — 70-х годов отчетливее всего выступает в живописи. В самом начале 60-х годов возникает стремление как можно ярче и правдивее показать жизнь советских людей, романтику трудовых подвигов, освоение новых земель.

Обычно подобные работы монументальны. Стремление к монументальности ощущается в картинах Г. М. Коржева (р. 1925). В триптихе «Коммунисты» (1957 — 1960, ГРМ) он показывает людей и события крупным планом, сталкивает их лицом к лицу со зрителем.

В соответствии с новыми тенденциями по-иному, чем прежде, решаются историко-революционная и жанровая темы. В том же триптихе Коржева борьба русского пролетариата в царской России и суровое время гражданской войны представлены возвышенно и вместе с тем с большой убедительностью.

Произведениям Коржева свойственна и философичность. Художник не просто изображает то или иное событие, но и размышляет о жизни, о делах и днях страны, о нравственном облике советского человека. Это можно сказать и о других художниках: о латыше Э. К. Илтнере (р. 1925; «Мужья возвращаются», 1957, Художественный музей Латвийской ССР, Рига), белорусе М. А. Савицком (р. 1922; «Партизанская мадонна», 1967, ГТГ), русском В. И. Иванове (р. 1924; «Человек родился», 1969, ГТГ).

В живописи торжествует решительное утверждение жизни, окружающей действительности, придающее сюжетным картинам, портретам, пейзажам, натюрмортам подчеркнуто оптимистическое звучание. В этом нетрудно убедиться, если познакомиться с полотнами Е. Е. Моисёенко (р. 1916), И. Н. Клычева (р. 1923), М. Г. Абдуллаева (р. 1921).

На одно из первых мест в последнее пятнадцатилетие выдвинулись проблемы синтеза различных видов искусства. Мы встречаемся с синтезом скульптуры и архитектуры в различных монументах, в том числе в мемориальных памятниках жертвам фашизма.

Помимо мемориальных комплексов по всей стране в 60 — 70-е годы было поставлено много памятников В. И. Ленину, выдающимся деятелям прошлого. Эти памятники значительно обогащают Лениниану в нашем искусстве. Вместе с тем они, уже в новых условиях, продолжают решение задач, намеченных ленинским планом монументальной пропаганды. Примерами могут служить памятники В. И. Ленину в Московском Кремле (1967; автор В. Б. Пинчук, р. 1908), А. С. Грибоедову в Тбилиси (1961; автор М. К. Мерабишвили, р. 1931), К. Марксу в Москве (открыт в 1961; автор Л. Е. Кербель, р. 1917).

В области станковой композиционной скульптуры создан ряд произведений, отмеченных лирической задушевностью, проникновенностью, теплотой чувств. Особенно симптоматично, что этими чертами обладают произведения, посвященные людям труда. В статуе «Строительница» (1958, ГРМ) Л. Л. Кремнёва (р. 1926) сумела преодолеть твердость гранита и с помощью текучих, а порой угловатых форм и гибкой линии силуэта создать образ, исполненный тонкого настроения, одухотворенный, поэтичный. Эти же черты отличают работы О. К. Комова (р. 1932),

Ю. Г. Нероды (р. 1920) и многих других ваятелей. К композиционной скульптуре примыкают те портретные произведения, в которых скульпторы на основе индивидуальных характеров раскрывают типические качества человека наших дней. Таковы работы В. Е. Цигаля (р. 1917), Ю. Л. Чернова (р. 1935), Л. Ф. Лангинена (р. 1926), Л. М. Давыдовой-Медене (р. 1921).

М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер и другие; инженеры Г. Н. Львов, А. Н. Кондратьев и другие. Кремлевский Дворец съездов. 1959 — 1961. Москва.

Последнее пятнадцатилетие — период бурного и повсеместного развития архитектуры. Строительство ведется теперь уже индустриальными методами, с применением каркасно-панельных и панельных конструкций. Это касается и жилых комплексов, и общественных зданий — больниц, клубов, кинотеатров, стадионов, школ и т. д. Здания становятся более лаконичными по своему силуэту и декоративному оформлению. Архитекторы настойчиво ищут пути к созданию выразительных ансамблей. Об этом свидетельствует, например, архитектурное решение комплекса зданий на проспекте Калинина в Москве (1964 — 1969; архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и другие; см. ил. на с. 37).

С новым характером общественных зданий мы можем познакомиться на примере гостиницы «Россия» (1970; архитекторы Д. Н. Чечулин, П. П. Штеллер и другие), Дворца съездов в Московском Кремле (1959 — 1961; архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер и другие).

Выдающимся сооружением последних лет является башня телецентра в Останкине в Москве (1964 — 1967; архитекторы Д. И. Бурдйн, М. А. Шкуд, Л. И. Щипакин). Среди других работ Д. И. Бурдина выделяется своими современными формами городской аэровокзал в Москве (1960 — 1965).

Советское искусство в настоящее время прямо и смело утверждает свои коммунистические, нравственные идеалы. Оказывая решительное влияние на мировое изобразительное искусство, оно впитывает в себя все ценное, что возникает за рубежом. Это, разумеется, не значит, что оно даже в малейшей степени поступается своими основными принципами.

Пожалуй, самой важной чертой советского искусства является то, что оно смело вторгается в жизнь, что оно глубоко нравственно и гуманистично, что оно является воспитателем коммунистических идеалов. Глубокая связь с окружающей действительностью, с делами и днями Советской страны, советского народа сообщает ему притягательную силу и привлекательность. Эта связь определяется особенностями метода социалистического реализма, в основе которого лежат принципы народности, правдивости, коммунистической идейности и партийности.

Д. Шаховский

Князь Дми́трий Ива́нович Шаховско́й (18 сентября 1861, Царское Село — 15 апреля 1939, Москва) — российский общественный и политический деятель. Министр государственного призрения Временного правительства (1917).

Деятельность в 1917

С марта 1917 года член исполкома Московского комитета общественных организаций. В мае — июле 1917 — министр государственного призрения во Временном правительстве. Был сторонником сотрудничества кадетов с умеренными элементами социалистических партий.

Жизнь в советское время

После прихода к власти большевиков (к которому отнёсся резко негативно) продолжал работать в московской потребительской кооперации. Был одним из инициаторов создания в 1918—1919 годах «Союза возрождения России» и «Всероссийского национального центра». В 1920 году был арестован ВЧК, но отпущен.

Служил в Госплане, затем занимался исследовательской деятельностью, литературным трудом, опубликовав свои исследования о взглядах П. Я. Чаадаева, изучением которых занимался всю жизнь. По мнению А. А. Златопольской,

Шаховской рассматривает Чаадаева в контексте традиций русской философско-исторической мысли, прослеживает влияние чаадаевской традиции на развитие русской мысли XIX и XX века, считая ее магистральной линией этого развития Для Шаховского чаадаевские традиции ведут к Владимиру Соловьеву, затем к представителям русской религиозно-философской мысли XX века, к идее ноосферы Вернадского.

Написал ряд работ по истории русской культуры и освободительного движения, часть из которых пропала. Участвовал в краеведческой деятельности. С 1930 года находился на пенсии по инвалидности, однако затем власти приняли решение лишить его пенсионных денег (75 рублей в месяц).

Труды

Якушкин и Чаадаев // Декабристы и их время. Т. 2. М., 1932.

П. Я. Чаадаев на пути в Россию в 1826 г. // Литературное наследство. Т. 19-21. М.-Л., 1935;

Чаадаев — автор «Философических писем» // Там же. Т. 22-24

Неизданный проект прокламации Чаадаева 1848 г. // Там же.

Даниэ́ль Ю́дович Митля́нский

Даниэ́ль Ю́дович Митля́нский (7 ноября 1924, Москва—16 ноября 2006, Москва) — советский и российский скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств. Заслуженный художник РСФСР (1978).

Творчество

Художник работал в станковой, монументальной, монументально-декоративной, мемориальной скульптуре, — в скульптуре малых форм. Автор памятников и многофигурных композиций; скульптор создавал также произведения, в которых прибегал к органичному или, в подчинении определённой содержательной тенденции, — подчёркнуто диссонансному сочетанию разных материалов и приёмов их обработки — росписное дерево, кованый металл, керамика, раскрашенный шамот, Перу Д. Митлянского принадлежит несколько книг по изобразительному искусству.[1][2]

Работы скульптора отличают продуманная композиция и оригинальная пластика, в широком применении различных материалов (металл, керамика, папье-маше, дерево, ткань), в том числе в их неожиданных комбинациях. Поздние работы находятся на грани гротеска и примитивизма и одновременно раскрывают глубокий внутренний мир художника.

Д. Ю. Митлянским создан ряд серий скульптур: «Дни Творения», «Книги Библии», «Вы — соль Земли», «Моя сладкая Европа», «Семейный альбом» и др. Среди наиболее известных работ Митлянского:

Композиция «Реквием. 1941 год. Моим одноклассникам, погибшим на войне» у московской школы № 110 на углу Столового и Ножового переулков (1971), вблизи Никитских ворот.

Персонажи басен Крылова в составе памятника Крылову на Патриарших прудах (1976, фигура Крылова выполнена А. Древиным).

В 1980-е—1990-е годы скульптором выполнены циклы многофигурных композиций «Перестройка», «Капустник», «Зарница»

Композиция «Пронзённый Пегас» в память российской интеллигенции, пострадавшей при тоталитаризме, перед Музеем Сахарова (2003, совместно с Галиной Шилиной).

Д. Ю. Митлянский — автор мемориальных досок, посвященных памяти А. Д. Сахарова, художника-графика В. В. Домогацкого (1909—1986), Алеся Адамовича, Д. Ю. Холодова. Работы Д. Ю. Митлянского хранятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, Московском Музее современного искусства, в частных собраниях и др.

В конце 2010 года Третьяковская галерея приобрела ещё одну работу у вдовы художника, а две получила от неё в дар.

Скульптурные работы Д.Ю.Митлянского

Н. Нестерова

Родилась 23 апреля 1944 года в Москве. С 1962 по 1968 год училась в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. С 1991 — профессор Российской академии театрального искусства. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1992), лауреат премии «Триумф» (2003). Действительный член Российской Академии художеств. В 1994 году получила звание Заслуженного художника

Российской Федерации. Живёт и работает в Москве и США.

ЕЕ работы кароче по всему миру в самых крутых музеях, только инфы про нее нет(((

пара музеев где ее работы: (на самом деле там акфигеть какой список)

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Государственный музей искусств народов Востока, Москва.

Московский музей современного искусства, Москва.

Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.

Назаренко Татьяна Григорьевна (род.1944, Москва)

Московская художница поколения «семидесятников». Представительница «карнавализма» - стилистической тенденции 1970-1980-х годов, выразившей процесс размывания границ между «официальным» и «неофициальным» искусством.

Окончила МГХИ им. В.И.Сурикова (1968), где училась, в частности, у Дмитрия Жилинского. Занималась также в творческих мастерских Академии художеств СССР (1969–1972), где ее наставником был Гелий Коржев.

Приобрела известность после создания произведений, как будто вполне отвечающими традиционным представлениям об идеологически выдержанной «тематической картине» («Казнь народовольцев», 1969–1972; «Партизаны пришли», 1975), однако уже в них проявилась характерная для ее искусства театрализация и смысловая многослойность образов. «Автопортрет» (1984–1986), где Назаренко в образе цирковой плясуньи проходит над головами тогдашних культур-функционеров, стал в этом смысле образом, по-своему, эпохальным. Со временем ее живописные «театры» становятся все более гротескными, включая элементы сюрреалистического «черного юмора» (сквозные символы масок, кукольного театра, людоедства).

С 1996 она часто придает своим образам трехмерность, дополняя или заменяя свои полотна комбинациями силуэтных фигур натурального размера, как бы вышедшими из картины в реальный мир (инсталляции: «Переход», 1996; «Мой Париж», 1997).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994).

Живет в Москве.

Работы представлены в ГТГ, ГРМ, в ряде региональных музеев РФ.