47. Судьба и творчество в. Попкова.
ПОПКОВ, ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932–1974), русский художник, живописец, один из лидеров «сурового стиля».
Родился в Москве 9 марта 1932 в семье рабочего. Занимался в Художественно-графическом педагогическом училище (1948–1952) и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1952–1958), где его главным наставником был Е.А.Кибрик. Жил в Москве.
Известность молодому Попкову принесли Строители Братской ГЭС (1961), один из изо-манифестов «сурового стиля» – с его острой, жесткой ритмикой в духе искусства А.А.Дейнеки. С годами Попков разработал тип особого рода драматической картины-метафоры, монументально-графичной по композиции, контрастной по колориту. Так, впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл Мезенские вдовы (1965–1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах Шинель отца (1972) и Хороший человек была бабка Анисья (1973; все – в Третьяковской галерее). Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в Северной часовне, 1972, Русский музей; А.С.Пушкин в Осенних дождях, 1974, Третьяковская галерея).
Сам «суровый стиль» с его надеждами на политическое обновление ощутимо распадается в попковской живописи – характерна не раз возникающая в его полотнах автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне-оцепенении (Работа окончена, 1972, Русский музей). Редкая для официальных выставок откровенность уже при жизни сделала мастера человеком-легендой. Легенду эту трагически закрепила его нелепая смерть: Попков погиб в Москве 12 декабря 1974, застреленный инкассатором, к машине которого он кинулся, приняв ее за такси.ка.
- Хх век в истории мировой культуры: основные проблемы и идеи, их отражение в искусстве.
- Культура и искусство рубежа XIX-XX вв. Символизм как ведущее направление в художественной культуре эпохи.
- Сложение символизма в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро.
- 4. Одилон Редон - концепция суггестивного искусства. Символический гротеск в творчестве д. Энсора.
- Художники группы «Наби».
- 6. Символизм в живописи Германии и Австрии. Образ женщины в произведениях г. Климта.
- 7. Эстетические принципы модерна.
- 15.Своеобразие Петербургского модерна. Провинциальный модерн.
- 16. Символизм в творчестве м. Врубеля. Живописное новаторство художника.
- 17. Своеобразие живописного метода в. Борисова - Мусатова.
- 18. Художественное объединение «Голубая роза».
- 19. Творчество к. Петрова-Водкина. Живописно-композиционная система художника.
- 21. Творчество м.В. Нестерова. Ранние жанровые и историко-бытовые произведения. Религиозная тематика. Портретное творчество.
- Биография
- 22. Импрессионизм в Русской живописи.
- 23. Традиции и новаторство в творчестве в. Серова. Портретная живопись, пейзаж, жанровая живопись. Графика художника.
- 24.Художники «Мира искусства»: своеобразие исторической тематики, образ современного города, театрально-декорационная деятельность, журнальная графика.
- 25. Неопримитивизм в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- 26.Теория и практика абстрактного искусства в. Кандинского
- 27. Философско-эстетические основы творчества к. Малевича.
- 28.Художественный мир м. Шагала.
- 32. Экспрессионизм
- 1. Эрнст Кирхнер. «Красная башня в галле».
- 2. Эрих Хеккель. "Мельница".
- 3. Карл Шмидт-Роттлуфф, "Натюрморт с горшком крокуса".
- 4. Эмиль Нольде. "Возбужденные люди".
- 5. Василий Кандинский, "Композиция".
- 6. Эдвард Мунк, "Волна".
- 32. Абстракционизм в искусстве Европы и Америки. Итальянский футуризм.
- 33. Дадаизми сюрреализм в изобразительном искусстве: эстетические принципы, живописные техники.
- 31 Билет
- 4. Творчество Жоржа Брака.
- 43 Эстетические принципы соцреализма. «Сталинский классицизм» в архитектуре. Скульптура 30-50-х годов.
- 44. Система видов и жанров в официальном изобразительном искусстве 30-50-х годов. Тоже самое что 43
- 45 Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве.
- 46. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов.
- 47. Судьба и творчество в. Попкова.
- 48. Человек и время в искусстве художников 70-х годов (д. Шаховский. Д. Митлянский, н. Нестерова, т. Назаренко и др.)
- 49. Неофициальное изобразительное искусство 60-80-х годов (андерграунд).
- 50. Постмодернизм в западной архитектуре, живописи, дизайне.