logo
ответы история экзамен

32. Абстракционизм в искусстве Европы и Америки. Итальянский футуризм.

Неопластицизм - ранняя разновидность абстрактного искусства. Принципы: линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается красным, синим и жёлтым, т. е. тремя чистыми основными цветами (допускаются также белый, чёрный и серый). Лепка трёхмерных форм мазком отвергалась — подчёркивалась плоскость. При отсутствии симметрии композиции всё же были очень уравновешенными. Такой стройностью, простотой и чистотой отношений внутри холста, по мнению неопластицистов, достигалась универсальная гармония, независимая от отдельного человека. Нидерландский художник Пит Мондриан (1872—1944) в 1917 г. Один из основателей группы «Стиль» — объединения художников и архитекторов. Целью группы было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Свои теоретические взгляды «Стиль» стремился распространить и на другие области искусства, предлагая везде и всюду следовать порядку, простоте и ясности.

В первом же номере журнала, названного по имени группы, Мондриан опубликовал статью «Неопластицизм в живописи» — так появился термин «неопластицизм». В этой и в других теоретических работах мастер настойчиво утверждал, что гармонию мира можно отразить только прямоугольными абстрактными композициями.

По мнению Мондриана, «цвет должен быть свободен от индивидуальности, от личных эмоций, он должен выражать лишь всеобъемлющий покой».

Абстрактный экспрессионизм нередко называют также "Нью-йоркской школой" или "живописью действия" был первым движением подлинно абстрактного искусства в США. За 20 лет своего существования породил аналогичные направления в Европе, Японии, и Южной Америке (неформальное искусство ташизм). Традиционной окрашенной плоскости противопоставляется след жеста. сама живопись рассматривается теперь как действие тесно связанное с биографией художника и стирающее всякое различие между искусством и жизнью. Смысл картины заложен в ней самой от первого наброска до окончательного варианта.

"Художник располагает своей интеллектуальной и эмоциональной энергией как если бы он находился в уже пережитой ситуации". Джексон Поллок основатель техники "дриппинг" (разбрызгивание красок по холсту).

Аршил Горки, один из лидеров абстрактного экспрессионизма писал красочные, нередко нарочито-загадочные по названиям полотна с зыбкими формами, которые резко выделяются на цветном фоне, напоминая фрагменты судорожно пульсирующего организма

Абстрактный экспрессионизм господствовал в Нью-Йорке вплоть до начала 1960-х. В годы его расцвета, то есть с 1942 и до конца 1959 в Нью-Йорке родилось и умерло понастоящему новое направление в истории живописи. Сегодня можно сказать что в отличительных чертах этого стиля (тоска-конфликтность-крупноформатность) отразились условия в которых он был создан.

Ташизм

Течение в западноевропейском абстракционизме 1950—60-х годов. Это живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Пятна наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана, т.н. «психическая импровизация». К ташизму близки европейская группа «КОБРА» и японская группа «Гутаи» (Gutai).

Оп-арт

Художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Ведущий представитель французский художник, график и скульптор венгерского происхождения Виктор Вазарели

Итальянский футуризм

Его возникновение неразрывно связано с автомобилем. Эстетика: «любовь к опасности», «смелость, дерзость и бунт», «агрессивное движение», гимнастический шаг», «красота скорости», «презрение к женщине». Агрессивность, радикализм, пафос борьбы и пропаганды. Новый образ и тип поведения художника: художник-борец, воин, агитатор. «Технический манифест футуристической живописи» 1910г.

В творческой практике итальянских живописцев У. Боччони, Дж. Северини и др. проявилась тенденция сделать предметом искусства динамизм как таковой. Отрицание традиционной культуры, ее художественных ценностей, культ техники, индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итальянских футуристов антигуманистический характер: по утверждению итальянского писателя Ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика футуризма, автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины; хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета и формы, человек нередко трактуется как подобие машины. Художники-футуристы: Умберто Боччони, , Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла.