logo
ответы история экзамен

16. Символизм в творчестве м. Врубеля. Живописное новаторство художника.

Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.в. Это время формирования нового стиля. Этот стиль в разных странах получает разные названия: во Франции, Бельгии и Англии – это «Арнуво», в Германии – «Югендстиль», в Австро-Венгрии это «Сецессион», в Италии «Либерти», а в России - «Модерн».

Рассматривая жизнь и деятельность замечательного русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856-1910 г.г.) произведения которого отличаются необычайной эмоциональностью, творческой фантазией, виртуозной техникой, можно сказать, что он был великим творцом, мастером своего дела. Врубель стоял у истоков русского символизма в России. Он обращался к символу в попытке изобразить не изобразимое, понять непознанное, увидеть незримое.

Подлинная стихия картин Врубеля – это молчание, тишина, которую, кажется можно услышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение выражено в символизме, который просматривается в его картинах.

Становлению символистических образов в произведениях Врубеля способствует театр, где художник наблюдает образ героя, как символ чего – либо, эти сцены волновали его воображение. А также значительное место, в формировании символизма в его творчестве, занимает музыка. Символисты считали музыку высшим искусством. Символ пробуждает музыку души. Усиливающийся до непомерного музыкальное звучание души рождает образ. Искусство есть гениальное познание. Гениальное познание расширяет формы искусства.

Врубель стремился выявить сущность изображённого, раскрыть его душу. Главная задача художника была иллюзионировать душу, Врубель старался очистить её от серости. Он делал работу, которая создавала впечатление реального существования пространства и предметов, как бы стирающая грань между реальным и изображенным миром.

Врубель говорил, что публике мало дела до тонкостей в картине, но, «пользуясь её невежеством», нельзя лишать её наслаждаться, которое даёт им искусство. Наслаждение живописью для Врубеля является важным критерием при оценки любого произведения.

Пластические и живописные задачи увлекают художника в любой теме. Со зрелостью эти темы всё больше удаляются от повседневного. Но при этом любовь к работе с натуры не исчезает, а питает художника. Для Врубеля имело значение только лишь процесс работы, а не её результат. Его завораживало творчество: работа для него была потоком льющейся энергии, а не изготовлением законченных вещей. И о Врубеле художник А. Головин сказал такие слова: «есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал»

Художник очень много работал с натуры. Именно в реальной жизни он черпает символические образы, эти образы у Врубеля одновременно реальны и символичны. Именно в простом он видит символ.

Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г.

Врубель начал думать о давно волнующем его образе – о Демоне. Образ Демона впервые затронул ещё в 1885 году, который проходит через всё его творчество.

В «Демоне» Врубель искал соединение мужского и женского начала – восстановления ценности. Художник мечтал о свободе духа, о сильном, раскованном герое.

«Сидящий Демон» - печальный, тоскливый, по- микеланджеловски мощный, в глубоком раздумье бессильно обхватил руками колени. За ним простирается причудливый пейзаж с красными, золотистыми «мозаичными пятнами»: огневое небо с лиловыми тучами, фантастические цветы, гармонически сросшиеся скопление кристаллических камней и слитков, которым уподобляются формы самого «Демона». Окруженный скалами, горящими, как самоцветы, «Демон» кажется слитым с ними, вырастающий из них и властвующий над миром.

М. Врубель сознательно выбирает «тесный» формат холста, который срезает сверху фигуру «Демона» и тем самым подчёркивает его скованность. Где-то в манящей бесконечностью вселенной и цветами, символизирующими щедроты жизни, должен был существовать герой. Художник в изображении пространства стремился сочетать и начало бесконечности и конкретность границ.

В этой фигуре нет властного торжества, в ней выражена тоска и в наклоне головы, и во взгляде. Но художник подчёркивает, что «Демон» для него является идеалом прекрасного человека. При взгляде на эту картину у зрителя складывается впечатление фантастического мира, сказочно – прекрасного, но вместе с тем какого-то неживого, как будто окаменевшего. Демон Врубеля – не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами, хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой силой». Демон символ мятежного начала, ангел, восставший против бога. Его первый прообраз в искусстве – Люцифер из поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Позже образ «демонической личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона.

Символизм поздних работ М. Врубеля.

Техника поздних работ Врубеля кажется непостижимой.

В последние месяцы перед новым приступом заболевания Врубель отдавая себе ясный отчёт в нависшей над ним беде. Но он продолжал работать, его интеллект не угас.

Знавшие Врубеля вспоминают, что в последние годы томило сознание какой-то вины, которую надлежало искупить. Во время болезни раскаяние принимало болезненные формы – он простаивал на ногах целыми ночами, хотел покарать себя, отказавшись от пищи. Но и в его навязчивых идеях символически преображаются реальные обстоятельства жизни, в данном случае – реальные угрызения совести. Условно говоря, Врубель сознавал себя недостойным пророком, отклонившимся от великой миссии, корил себя за неучастие в пересоздание жизни. Именно это мучило больше всего Врубеля – подтверждается это в его воззрениях на искусство, назревавшим ещё во время работы над «Поверженным Демоном». Работа над «Пророком» продолжалась до последней черты, даже тогда, когда зрение уже отказывало. Последний вариант темы Врубель назвал «Видение Иезекиля». Здесь фигура ангела и профиль Иезекиля едва различимы в хаотическом нагромождении линий, штрихов и пятен. Художник в это время почти ослеп. Глубокое, пронзительное сострадание мы видим во взоре ангела. Этот набросок был сделан из последних сил рукою полубезумного и полуслепого мастера.