logo
ответы история экзамен

25. Неопримитивизм в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

Примитивизм (неопримитивизм)- направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию.

В России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, художников групп " Бубновый валет", " Ослиный хвост" и некоторых мастеров " Голубой розы". Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусство Востока, а также лубок, провинциальные вывески, детское творчество, народная игрушка, искусство примитивных культур.

"Бубновый валет"-объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910 г. Его членами были В.Д. и Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, Н.Кульбин, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, К.С.Малевич, И.И.Машков, Р.Р.Фальк.

Для художников объединения характерны живописно-пластические искания в духе постимпрессионизма. Бубнововалетцы выработали своеобразную живописно-плстическую систему (так называемый русский сезаннизм), где принципы кубизма и фовизма претворены с учетом влияния русского народного искусства -лубка, росписи по дереву и керамике а также росписей подносов и вывесок. Из всех жанров живописи они отдали предпочтение натюрморту, пейзажу и портрету, решая задачи построения объемной формы на плоскости с помощью цвета, передачи "вещественности" натуры, ее фактурной осязаемости.

«Ослиный хвост»-группировка молодых художников, отделившаяся от "Бубнового валета" и организовавшая в 1912 г. в Москве совместно с членами "Союза молодежи" одноименную выставку. Среди ее участников -- М.Ф.Ларионов, Н.С.Ночарова, К.С.Малевич, В.С.Барт, А.В.Шевченко и др. Выставка наглядно показала, чем творческие устремления ее организаторов отличаются от искусства "бубновалетовцев". Если последние ориентировались главным образом на современную французскую живопись, то Ларионову, Гончаровой, их единомышленникам оказалось интересным соединить достижения новейших европейских школ с национальным русским искусством. Отсюда интерес этих художников к народному творчеству, лубку, иконописи, а также к примитивным формам изображения, детскому рисунку, искусству Востока, в котором они открывали для себя чистые, первозданные традиции. Картины лидеров группы отличались нарочитым огрублением форм, стилизацией под живопись примитивов. Выставка оправдала ожидания устроителей, произведя впечатление близкое к скандалу.