25. Неопримитивизм в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Примитивизм (неопримитивизм)- направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию.
В России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, художников групп " Бубновый валет", " Ослиный хвост" и некоторых мастеров " Голубой розы". Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусство Востока, а также лубок, провинциальные вывески, детское творчество, народная игрушка, искусство примитивных культур.
"Бубновый валет"-объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910 г. Его членами были В.Д. и Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, Н.Кульбин, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, К.С.Малевич, И.И.Машков, Р.Р.Фальк.
Для художников объединения характерны живописно-пластические искания в духе постимпрессионизма. Бубнововалетцы выработали своеобразную живописно-плстическую систему (так называемый русский сезаннизм), где принципы кубизма и фовизма претворены с учетом влияния русского народного искусства -лубка, росписи по дереву и керамике а также росписей подносов и вывесок. Из всех жанров живописи они отдали предпочтение натюрморту, пейзажу и портрету, решая задачи построения объемной формы на плоскости с помощью цвета, передачи "вещественности" натуры, ее фактурной осязаемости.
«Ослиный хвост»-группировка молодых художников, отделившаяся от "Бубнового валета" и организовавшая в 1912 г. в Москве совместно с членами "Союза молодежи" одноименную выставку. Среди ее участников -- М.Ф.Ларионов, Н.С.Ночарова, К.С.Малевич, В.С.Барт, А.В.Шевченко и др. Выставка наглядно показала, чем творческие устремления ее организаторов отличаются от искусства "бубновалетовцев". Если последние ориентировались главным образом на современную французскую живопись, то Ларионову, Гончаровой, их единомышленникам оказалось интересным соединить достижения новейших европейских школ с национальным русским искусством. Отсюда интерес этих художников к народному творчеству, лубку, иконописи, а также к примитивным формам изображения, детскому рисунку, искусству Востока, в котором они открывали для себя чистые, первозданные традиции. Картины лидеров группы отличались нарочитым огрублением форм, стилизацией под живопись примитивов. Выставка оправдала ожидания устроителей, произведя впечатление близкое к скандалу.
- Хх век в истории мировой культуры: основные проблемы и идеи, их отражение в искусстве.
- Культура и искусство рубежа XIX-XX вв. Символизм как ведущее направление в художественной культуре эпохи.
- Сложение символизма в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро.
- 4. Одилон Редон - концепция суггестивного искусства. Символический гротеск в творчестве д. Энсора.
- Художники группы «Наби».
- 6. Символизм в живописи Германии и Австрии. Образ женщины в произведениях г. Климта.
- 7. Эстетические принципы модерна.
- 15.Своеобразие Петербургского модерна. Провинциальный модерн.
- 16. Символизм в творчестве м. Врубеля. Живописное новаторство художника.
- 17. Своеобразие живописного метода в. Борисова - Мусатова.
- 18. Художественное объединение «Голубая роза».
- 19. Творчество к. Петрова-Водкина. Живописно-композиционная система художника.
- 21. Творчество м.В. Нестерова. Ранние жанровые и историко-бытовые произведения. Религиозная тематика. Портретное творчество.
- Биография
- 22. Импрессионизм в Русской живописи.
- 23. Традиции и новаторство в творчестве в. Серова. Портретная живопись, пейзаж, жанровая живопись. Графика художника.
- 24.Художники «Мира искусства»: своеобразие исторической тематики, образ современного города, театрально-декорационная деятельность, журнальная графика.
- 25. Неопримитивизм в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- 26.Теория и практика абстрактного искусства в. Кандинского
- 27. Философско-эстетические основы творчества к. Малевича.
- 28.Художественный мир м. Шагала.
- 32. Экспрессионизм
- 1. Эрнст Кирхнер. «Красная башня в галле».
- 2. Эрих Хеккель. "Мельница".
- 3. Карл Шмидт-Роттлуфф, "Натюрморт с горшком крокуса".
- 4. Эмиль Нольде. "Возбужденные люди".
- 5. Василий Кандинский, "Композиция".
- 6. Эдвард Мунк, "Волна".
- 32. Абстракционизм в искусстве Европы и Америки. Итальянский футуризм.
- 33. Дадаизми сюрреализм в изобразительном искусстве: эстетические принципы, живописные техники.
- 31 Билет
- 4. Творчество Жоржа Брака.
- 43 Эстетические принципы соцреализма. «Сталинский классицизм» в архитектуре. Скульптура 30-50-х годов.
- 44. Система видов и жанров в официальном изобразительном искусстве 30-50-х годов. Тоже самое что 43
- 45 Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве.
- 46. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов.
- 47. Судьба и творчество в. Попкова.
- 48. Человек и время в искусстве художников 70-х годов (д. Шаховский. Д. Митлянский, н. Нестерова, т. Назаренко и др.)
- 49. Неофициальное изобразительное искусство 60-80-х годов (андерграунд).
- 50. Постмодернизм в западной архитектуре, живописи, дизайне.