Сложение символизма в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро.
Пюви де Шаванн — крупнейшая фигура в области монументальной живописи конца XIX в. Был тесно связан с символизмом своей способностью к поразительной метафоре, стремлением к абстракции, что превращало его картины, по его собственному выражению, «в нечто, параллельное натуре». В 1874—98 гг. Пюви де Шаванн создает свои лучшие произведения монументальной живописи — цикл панно «Жизнь св. Женевьевы» для парижского Пантеона (бывшей церкви Св. Женевьевы). Огромные холсты представляют собой последовательный рассказ о жизни святой, однако каждый из них самодостаточен («Детство св. Женевьевы», «Св. Женевьева, снабжающая парижан продовольствием во время осады»).
Интерес Пюви де Шаванна к античности сблизил его с французскими символистами, входившими в объединение «Парнас» . Панно «Священная роща...» наиболее полно воплощает символистские представления об античности. На нём изображены музы и аллегории изящных искусств, однако сюжет пересказать почти невозможно. Персонажи пребывают в лирическом пейзаже; объём пространства обозначен условно, что характерно для художника. Изысканная композиция и словно вылепленные объёмы фигур делают картину похожей на греческий рельеф.
Творчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма. Художнику удалось построить в своем искусстве «новый мир, параллельный природе». В таком мире любые обыденные понятия и действия наполняются другим, возвышенным смыслом, быт становится частью Бытия, и это превращение Пьер Пюви де Шаванн сумел показать с подлинным совершенством.
Гюстав Моро
Картины Моро похожи на фантастические видения, разворачивающиеся на фоне великолепных дворцовых залов с мраморными колоннадами и тяжелыми вышитыми занавесями или пейзажей с раздробленными скалами и искривленными деревьями, выделяющимися на фоне светлых далей («Сафо», 1871—72; «Саломея, танцующая перед Иродом», 1876). Персонажи в картинах Моро словно не от мира сего. Обнаженные или одетые со сказочной роскошью, они грезят, застыв в торжественных, почти ритуальных позах, их жесты значительны и театральны («Кентавр, несущий мертвого поэта», 1890; «Гесиод и муза», 1891). Театральность, декоративность присущи многим творениям мастера, он вводит зрителя в некий таинственно-рафинированный мир, где царят собственные законы эстетики («Вдохновение», 1893)
Другое требование, которому живописец неукоснительно следует в своем творчестве, — принцип «необходимого великолепия». Юные прекрасные герои обитают в особой атмосфере цветовых феерий: «Вечер и печаль» (1882—84), «Единороги» (ок. 1885). Художник любил мерцание золота, драгоценностей и минералов и сказочные цветы.
- Хх век в истории мировой культуры: основные проблемы и идеи, их отражение в искусстве.
- Культура и искусство рубежа XIX-XX вв. Символизм как ведущее направление в художественной культуре эпохи.
- Сложение символизма в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро.
- 4. Одилон Редон - концепция суггестивного искусства. Символический гротеск в творчестве д. Энсора.
- Художники группы «Наби».
- 6. Символизм в живописи Германии и Австрии. Образ женщины в произведениях г. Климта.
- 7. Эстетические принципы модерна.
- 15.Своеобразие Петербургского модерна. Провинциальный модерн.
- 16. Символизм в творчестве м. Врубеля. Живописное новаторство художника.
- 17. Своеобразие живописного метода в. Борисова - Мусатова.
- 18. Художественное объединение «Голубая роза».
- 19. Творчество к. Петрова-Водкина. Живописно-композиционная система художника.
- 21. Творчество м.В. Нестерова. Ранние жанровые и историко-бытовые произведения. Религиозная тематика. Портретное творчество.
- Биография
- 22. Импрессионизм в Русской живописи.
- 23. Традиции и новаторство в творчестве в. Серова. Портретная живопись, пейзаж, жанровая живопись. Графика художника.
- 24.Художники «Мира искусства»: своеобразие исторической тематики, образ современного города, театрально-декорационная деятельность, журнальная графика.
- 25. Неопримитивизм в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- 26.Теория и практика абстрактного искусства в. Кандинского
- 27. Философско-эстетические основы творчества к. Малевича.
- 28.Художественный мир м. Шагала.
- 32. Экспрессионизм
- 1. Эрнст Кирхнер. «Красная башня в галле».
- 2. Эрих Хеккель. "Мельница".
- 3. Карл Шмидт-Роттлуфф, "Натюрморт с горшком крокуса".
- 4. Эмиль Нольде. "Возбужденные люди".
- 5. Василий Кандинский, "Композиция".
- 6. Эдвард Мунк, "Волна".
- 32. Абстракционизм в искусстве Европы и Америки. Итальянский футуризм.
- 33. Дадаизми сюрреализм в изобразительном искусстве: эстетические принципы, живописные техники.
- 31 Билет
- 4. Творчество Жоржа Брака.
- 43 Эстетические принципы соцреализма. «Сталинский классицизм» в архитектуре. Скульптура 30-50-х годов.
- 44. Система видов и жанров в официальном изобразительном искусстве 30-50-х годов. Тоже самое что 43
- 45 Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве.
- 46. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов.
- 47. Судьба и творчество в. Попкова.
- 48. Человек и время в искусстве художников 70-х годов (д. Шаховский. Д. Митлянский, н. Нестерова, т. Назаренко и др.)
- 49. Неофициальное изобразительное искусство 60-80-х годов (андерграунд).
- 50. Постмодернизм в западной архитектуре, живописи, дизайне.