logo search
История_искусств_(ШПОРЫ)

8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.

Старовавилонское искусство (20 – 17в. до н.э.). Важным политическим центром становится Вавилон. Его правитель Хаммурапи после жестокой борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство – Вавилонию.

Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, эпос о Гильгамеше. Произведений изобразительного искусства и архитектуры сохранилось мало. Нападение за нападением.

Когда изображали царя перед божеством всё и вся были напряжены. А если царей и богов нет, то появлялась совершенно другая картина. Пьянка, гулянка, изящество движений…

Стела вавилонского царя Хаммурапи(18в. до н.э.) с 247 законами найдена в 1901 году.

Нововавилонское искусство. История Вавилонии – бесконечная череда войн, не всегда удачных. Особенно тяжело было с Ассирией. В 689 году до н.э. ассирийский правитель Синаххериб разрушил и затопил Вавилон. Повторил и его сын в 652 году до н.э. Только после смерти Ассирии Вавилония облегчённо вздохнула. Короткий период её расцвета наступил при Навуходоносоре 2 (605 – 562 гг. до н.э.). Вавилон стал одним из самых богатых городов. 53 храма!!! Дворец Навуходоносора с висячими садами царицы Семирамиды. Зиккурат Этеменанки (6 век до н.э.). Ворота богини Иштар сохранились. Глазурованные кирпичи. Вавилон – жестокий как Ассирия, его почитали. Персидские захватчики даже не разрушали его.

Ассирийское искусство. Ассирия – мощное и агрессивное государство. В период расцвета границы были от Средиземного моря до Персидского залива. Они разрушали города, массовые казни и т.д. Но с огромным вниманием относились к завоёванным культурам. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

На первый взгляд они не создавали ничего нового: зиккураты, бит-хиланы. Новизна заключалась в ансамбле построек. Новый тип города – город-крепость с единой строгой планировкой. Например, Дур-Шаррукин (713 – 708 гг. до н.э.) Стены высотой в 14 метров. Шеду–крылатые быки.

Ассирийцы отдавали предпочтение рельефам. Дворец Ашшурбанипала (7 в. до н.э.), дворец Саргона 2 (8 в. до н.э.). Фигуры людей передаются обобщённо, в отличии от животных. Канон: голова, нижняя часть тела, ноги и плечо – в профиль, другое плечо – в фас. Детали!!! Бороды…

Важным элементом композиции является текст: клинопись порой идёт прямо по изображению.

В конце 7 в. до н.э. Ассирия была уничтожена Мидией и Вавилонией.

Персидское искусство. Персы и мидяне – племена индоевропейские. Впервые упоминается в 9 в. до н.э. Персидский царь Кир 2 Великий (558 – 530 гг. до н.э.). Персы всех завоёвывали, но не разрушали города, подчёркивая свою терпимость к традициям, религиям и культурам покорённых народов. Господство Персии на востоке длилось около 200 лет и было разрушено в 331 году до н.э. Александром Македонским.

Персам тяжело было придумать собственный стиль, но они придумали – Имперский стиль. Ему присущи торжественность, масштабность и тщательность в деталях. Религия – Зороастризм. Цари: Дарий 1 , Ксеркс, Артаксеркс 1. Очень красивые рельефы в Персеполе (520 – 460 гг. до н.э.). Это были изображения мифических существ и парадов. Торжественность. Статичность.