Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
При тот-ме под к-рой понимают идеологию. Идеология дает чк ориентиры. Идеология при т-зме - ключ роль. => она прониз-т все сферы жизни об-ва и сознание. Гитлер – един-ный из полит деятелей евр ист-и, кот так много говорил об иск-ве. Задача иск-ва – «вновь поднять веру, указывая на внутр народ ценности, кот не в состоянии разрушить никакой полит // эк упадок».гл принцип тоталит худ идеол-и – принцип партий-ти иск-ва, кот требовал, чб худ-к смотрел на дейст-ть глазами партии, изображал реал-ть в идеале по направ-ю к велик цели. Кино – более репрез вид иск-ва => наиб массов. Лени Рифеншталь – знаменит в 20-е гг танцовщица, стала "звездой", сыграв в нескольких "горных" фильмах, воспевающих силу нем духа и красоту нем тела. В 1932 – 1-ый фильм "Голубой свет", - мистич ист-я в традициях нем киноэкспрес-ма о дикой и невинной обитательнице гор Джунде, кот знает тайну гор кристаллов, излуч-х магич голуб свет. Столкнувшись с людьми и цив-цией, она теряет свои идеалы. Позднее Лени сравнила св судьбу с придуман-й ею судьбой Джунды. Она познаком-сь с Гитлером до того, как он пришел к власти. Потрясенная его выступл-м на одном из митингов, она написала ему письмо с просьбой о встрече. «+» ответ пришел быстро => Гитлер б ее поклон-м + казался оч доброжелат-м. Она говорила, что от него шла такая мощн энергетика, что собеседник просто не замечал конкрет черт его лица, усов. Он подавлял и усыплял волю чк. Гитлер предложил ей снять хронику НСДНП в Нюрнберге в 1934 => пропаганд фильм "Триумф воли", целью кот б продемонст-ть миру величие и мощь герм нации, подготовить ее к завоев-ю Евр и мира. Лени получила эксклюзив право снимать его неогран-но, круп планом и во всех возмож ракурсах и она широко этим правом польз-сь. В теч-е фильма Гитлер не сходит с экрана, играя тщательно отрепетир-ю роль суров, но справедлив отца нации. Хотя потом Лени уверяла, что постановщик - Гитлер, а она только опред-ла точки съемок, ракурсы, но этот восторг, этот энтузиазм нельзя было отрепет-ть. Полное единовластие. Диктатура. Культ одного чк. Парад на "Зепеллин фельд" напоминает парады на Крас площади - те же вытянутые, прямоугол, геометрич точн колонны; те же знамена и штандарты - только разн цвета и с разными символами. Лени не б членом нацист партии, она б "сочувствующей" => п/е в-ны ее пленки б арест-ны. Но п/е суда ей не предъявили никаких претензий. Она м отказаться от работы над фильмом без всяких для себя последс-й - если бы захотела. Власть не прим-ет к ней насилие. В странах тотал власти худ-ка за гос заказ деньги не получали. Гитлер произвел на нее «захват-е впечатление». В жизни – естест поведение. Гитлер – демонич, гипнот сила внушения => н. сопрот-ся этому, либо личность будет парализована. 1-я короткометраж хроника о 2-м нацист съезде Гитлера не устроила => позвали Л. Риф-ль. Ее задача – созд худ произ-е. Она смонтир-ла фильм так динамично, как никто в докумен кино не делал => фильм воссоздается не как докум-й. В фильме нет комментатора, голоса за кадром. Но образы и монтаж дейст-т сильнее на подсознание. 2 контраст фигуры: Гитлер и народ. Все съезды партии инсценированы. Съезд снимался так, как видел его худ-к, а не политик. Идея фильма – работа, мир. Фильм – в духе вр, т.к. 90% немцев верили в этот мир, кот-й б провозглашен. П/е войны на Л.Р. переложили всю вину. «Триумф воли» - получил приз на париж выставке в 37 г. В 1936 в Берлине прошли Олимп игры. По мнению нац идеологов, это б возм-ть продемонстр-ть миру превосходство арийс расы. «Олимпия» - стремление показать св страну сильной и мирной. Но Гитлер б. против. «Олимпия" пронизана ницшеан духом, в каждом кадре фильма воплощена идея о сверхчке, супермене. Культ обнаженного муж тела, занимающий центр место в фильме Рифеншталь, б хар-н для офиц нацист искусства. Муж-воин, муж-поработитель, сверхчк - излюб образ. Фильм «Триумф воли» до сих пор запрещен к показу. Мир сообщ-во запрещало и не давало ей ничего делать. => проблема вины худ-ка, худ-к и власть. Такая проблема появ только в XIX в. (эпоха романтизма). В ХХ в. она приняла запутан хар-р. Л. Риф-ль попала а Афр к нубийцам. Живет там, снимает на камеру. В посл годы жизни (90 лет) – снимает под водой. Получило мн премий. Вывод: тотал иск-во => воздействие + форм-е сознания людей. Нац история и сов эстетика восходят к ницш эстетике жизни => нейтр-но отн-ся к морал нормам. Содерж-е накопления иск-ва не интересует худ-ка. Принцип эстетич-го отн-я к миру – чк заворожен формой. Л.Р. отсекает ценност план. Красота поним-ся формалистически как в мод-зме. Она дистанцируется как от нацистов, так и от антинац-тов. Л.Р. – яркий в-нт мод-кого сознания. Мир как зрелище. Она запечатлевает ту красоту, кот создана, в отличие от сов эстетики. Эйзенштейн «Октябрь» => заменил людям докумен события. Совет хроника инсценирована. 1. Сов тоталит-зм – инсценир дейст-ть. Нац. эстетика – эстетизир-я пол-ка. 2. нацизм – к-ра тела; идея биолог-я. Люди разл-ся телами. Совет тот-зм – искл-ть советс-го – социал уникальность => все статуи одеты. Всегда подчерк-ся соц маркированность чка. Все биолог-е в чке незначимо. В нацизме соц-ное – лишь оболочка. В нацист иск-ве – идеализм//ром-зм. Нац эстетика обращена не в прошлое, ни в буд, а в вечность. Черты буд рейха не показ-тся – понятие народность. Это пон-е возникает у нем ром-ков 19 в. (Гердер) => поиск нац духа, нац идея. Близко к славянофилам. У немцев – народность = почва – этнич генетика.
- Социо-культурные истоки модернизма.
- Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».
- Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.
- Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.
- Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.
- Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.
- Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
- Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
- Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
- Константа развлекательности в массовой культуре.
- Особенности соцреалистического проекта.
- Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
- Российская постмодернистская ситуация. Соц-арт как способ выхода за пределы советского сознания и языка. Анализ одного из произведений или автора.
- Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
- Символизм и акмеизм как осн направления лит-ры св.
- Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».
- Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
- Развитие абстрактного искусства в 20 в.
- Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.
- Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.
- Феномен абсурда в культуре хх в: версии ф. Кафки, а. Камю, абсурдистские драмы (по выбору).
- Контркультура.
- Постмодернизм (п.) как тип к-ры.