1.12 Народное художественное творчество Ярославской области.
Декоративно-прикладное творчество Ярославской области.
Ярославская земля богата мастерами-ремесленниками. Во многих уголках земли Ярославской живут кузнецы, гончары, мастера по дереву. К середине 18 века начинает складываться усадебная культура. В окрестностях Ярославля имеются хорошие образцы основных типов русской усадьбы, это Карабиха, Михайловское близ Курбы, и в других деревнях и селах можно встретить дома, украшенные резьбой. Резьбой украшены мансарды, углы домов, распилы бревен. Художественная резьба по дереву, украшение ей сохранилось до сих пор и можно встретить в Кормилицине и Космодельянске, в окрестностях Бурмакина и в селе Новом, здесь резьбой украшены ворота, крыльцо, калитки. Мастера умеющие выполнять затейливые «вырезки», резьбу становятся известными далеко в округе. Резьбу часто покрывают светлой краской. Такая резьба более воздушна, ажурна, она не только радует глаз, но и согревает душу.
Есть на Ярославской земле и роспись по дереву. Это Тутаевская кистевая роспись. В 30 годы в Тутаеве работал промышленный комбинат - при котором была художественная мастерская, художники занимались росписью изделий выпускаемых на комбинате - разделочные доски, рамы под зеркало, шкатулки, столы, шкафы, табуретки, детская мебель. Постепенно роспись приобрела характерные классические черты и сформировался собственный узнаваемый стиль.
Основы росписи составляют растительный орнамент, который выполняется маслеными красками. Новый стиль создали такие художники как Франчук, Раздобурдина, Белякова. Формирование художественного промысла в Тутаеве имеет общие признаки с популярным художественным промыслом в России - Федоскино, Палех, Холуй.
В настоящее время студенты училища культуры успешно изучают традиции и приемы исполнения Тутаевской кистевой росписи.
Ярославский край известен и обработкой металла и камня. Здесь жил и творил известный ювелир Николай Нужин.
Прекрасное знание ювелирных техник позволило Нужину найти свой индивидуальный подчерк, новые средства выразительности. Он обогатил и расширил декоративные возможности золота и серебра, сочетая ювелирное мастерство с изысканной пластикой. Работы Нужина выставлялись на известных выставках. Его первые работы: «филигранный браслет», изысканный свадебный гарнитур «Солнечный день». Затем появились такие работы мастера как «Яблоко», «Космос», композиции «Свобода», его любимая техника ажурного литья нашла свое воплощение в колье, кулонах, серьгах.
Художник любил и понимал природу камня и красоту камня - особенно любил работать с кристаллом, янтарем, жемчугом. Брошь «Радость», «Галактика» с солнечным янтарем, работал мастер и с драгоценными камнями. После смерти мастера его имя присвоено выставочному залу в Ярославле.
Гончарное ремесло берет свое начало в Даниловском районе Ярославской области. Умельцы Середской, Шагатской, Горинской местностей славились образцами подлинно народной художественной керамики, именно там залегала красная, зеленая и синяя глина, которая так необходима для изготовления глиняной посуды.
Даниловские мастера изготовляли из глины посуду для разлива напитков, рукомойники, дымари для выкуривания пчел, горшки, кринки, кашники. Гончарные изделия получали хороший сбыт в Ярославле и Костроме.
В селе Бабурино и близ лежащих селах Неклюдцево, Хмельничново изготовляли народная культура малых форм, птички свистульки, детские игрушки. Бабуринские игрушки красками не раскрашивались, а покрывались глазурью.
Славится Ярославская земля изразцами - на Даниловской земле жил мастер Сурьянинов Алексей Иванович, он изготовлял изразцы для облицовки «галланских» и русских печек. Это были изразцы с рисунками полевых цветов. До сих пор в старинный домах стоят печи облицованные изразцами Сурьянова.
- Введение
- 1. Народное художественное творчество - как основа художественной культуры общества.
- 1.2. Основные виды народного художественного творчества. Народное песенное творчество.
- Народный танец.
- Народный театр.
- Инструментально-музыкальное творчество
- 1.3 Этапы развития народного художественного творчества.
- Фольклор, как явление народного художественного творчества.
- Городской «примитив» как явление народного художественного творчества.
- Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества.
- Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.
- 1.4 Народное художественное творчество в праздниках русского народа.
- Рождество
- Масленица
- Праздник Ивана Купала
- Ильин день.
- 1.5 Система государственного организационно-методического руководства самодеятельным художественным творчеством.
- 1.6Основные методы изучения народного художественного творчества
- 1.7 Организационно-правовые основы создания и деятельности самодеятельных коллективов.
- 1.8 Методика создания коллективов художественной самодеятельности
- 1. Общие положения.
- 2. Организация работы кружков
- 3. Материальная и финансовая база.
- 1. Общие положения.
- 2.Руководство и контроль за деятельностью объединения.
- 3. Материальная и финансовая база объединения.
- 1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.10 Методика подготовки и проведения концертов, конкурсов, фестивалей. Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений.
- Подготовка и организация концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.11 Руководство самодеятельным художественным коллективом, роль руководителя коллектива, требования, предъявляемые к руководителю.
- 1.12 Народное художественное творчество Ярославской области.
- Фольклор Ярославского края.
- Танцевальное искусство Ярославля.
- Хоровая культура Ярославской области.
- Использованная литература.