logo search
СКД

Тема 3. 6 эстетика карнавала

Первым описал карнавал как эстетическое явление немецкий поэт И. Гёте. Его наблюдения были теоретически осмыслены в исследованиях М. Бахтина, где впервые была показана специфика карнавала как особого коллективного действия, субъектом которого является толпа на площади. В более широком смысле под карнавалом понимается вся совокупность явлений смеховой («карнавальной») культуры.

М.М. Бахтин в монографии «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения» (1965 г.) назвал мир карнавала с его обрядами, перевёрнутыми «с ног на голову» понятиями и соответствующими моделями поведения человека «карнавально-смеховой культурой». Мир карнавала не эквивалентен просто «смешному», это некий мир «наоборот», выход из повседневной реальности. Смеховая культура — это фактически мир параллельный обычному, некий «антимир».

Основным в смеховых обрядах была перемена всей структуры жизни, системы значений, где верхнее меняется с нижним, мужское с женским, умное с глупым. Одежде противопоставляются лохмотья, богатству — бедность, церкви — кабак. Смеховая культура — это фактически мир параллельный обычному, некий "антимир".

М. М. Бахтин пишет: "Карнавал не созерцают и, строго говоря, даже не разыгрывают, а живут в нем, по его законам, пока эти законы действуют, то есть живут карнавальной жизнью. Карнавальная же жизнь — это жизнь, выведенная из свой обычной колеи, в какой-то мере "жизнь наизнанку", и мир наоборот... Карнавал — это зрелище без рампы и без разделения на исполнителей и зрителей. В карнавале все активные участники, все причащаются карнавальному действу... Законы, запреты и ограничения, определяющие строй и порядок обычной, то есть вне карнавальной жизни, на время карнавала отменяются: отменяется, прежде всего, иерархический строй и все связанные с ним формы страха, благоговения, пиетета, этикета и т. п., то есть все то, что определяется социально-иерархическим и всяким иным неравенством людей. Отменяется всякая дистанция между людьми, и вступает в силу особая карнавальная категория — вольный фамильярный контакт между людьми. В процессе карнавального действа вырабатывается «новый модус взаимоотношений человека с человеком».

В карнавальном действии живущее по карнавальным законам сознание человека раздваивается, его участники сменяют друг друга в лидерстве и, следуя эстетике карнавала, растворяются в массах, поскольку карнавал всенароден. «Карнавальное действие» способно разворачиваться одновременно в нескольких местах, а участники, они же зрители, имеют возможность выбирать, участвовать, наблюдать за всеми элементами зрелища одновременно. М.М. Бахтин пишет: «От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ».

С середины XX века под влиянием и в русле развития идей М.М. Бахтина проводится изучение эстетических явлений, близких к карнавалам или его подготавливающих в архаических культурах. Эстетический эффект карнавального зрелища заключен в приеме инверсии (перестановки) членов универсальных символических противопоставлений (царь — раб, господин — слуга, мужчина — женщина и т. п.), который, будучи заимствован из народной культуры, широко используется в профессиональном искусстве.

Напр., в сцене пира опричников во второй серии фильма «Иван Грозный» Эйзенштейна, сознательно задуманной в карнавальном ключе, подданный садится на престол, беря атрибуты царской власти, а один из опричников надевает на себя женскую маску.

В массовой культуре XX в. так же возникают явления, типологически близкие к карнавальным (хэппенинги, рок-зрелища и т. п.).

Литература:

1. Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. 2 изд. / М.М. Бахтин. — Москва: Худ. лит.,1990. — 514 с.

2. Новиков, В.С. Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 132 с.