logo search
ответы история экзамен

47. Судьба и творчество в. Попкова.

ПОПКОВ, ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932–1974), русский художник, живописец, один из лидеров «сурового стиля».

Родился в Москве 9 марта 1932 в семье рабочего. Занимался в Художественно-графическом педагогическом училище (1948–1952) и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1952–1958), где его главным наставником был Е.А.Кибрик. Жил в Москве.

Известность молодому Попкову принесли Строители Братской ГЭС (1961), один из изо-манифестов «сурового стиля» – с его острой, жесткой ритмикой в духе искусства А.А.Дейнеки. С годами Попков разработал тип особого рода драматической картины-метафоры, монументально-графичной по композиции, контрастной по колориту. Так, впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл Мезенские вдовы (1965–1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах Шинель отца (1972) и Хороший человек была бабка Анисья (1973; все – в Третьяковской галерее). Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в Северной часовне, 1972, Русский музей; А.С.Пушкин в Осенних дождях, 1974, Третьяковская галерея).

Сам «суровый стиль» с его надеждами на политическое обновление ощутимо распадается в попковской живописи – характерна не раз возникающая в его полотнах автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне-оцепенении (Работа окончена, 1972, Русский музей). Редкая для официальных выставок откровенность уже при жизни сделала мастера человеком-легендой. Легенду эту трагически закрепила его нелепая смерть: Попков погиб в Москве 12 декабря 1974, застреленный инкассатором, к машине которого он кинулся, приняв ее за такси.ка.