logo search
СКД

Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре

Декоративно-прикладные виды народного искусства: ковроткачество, вязание, вышивка, вышивка, производство народной игрушки и др. Особые декоративно-прикладные формы эстетики русского женского костюма.

Народное зодчество в духовно-пространственной среде жизни этноса. Жилища различных народов: русская изба, юрта, чум, яранга, глинобитная мазанка, кавказская горская сакля и др. Художественно-образная система народного зодчества как отражение космологических и эстетических идеалов этноса.

Воплощение мифологической картины мира в образе крестьянского жилища. Внутренняя планировка русской избы. Хозяйственные постройки, их назначение и функции. Технологические и конструктивные основы русского деревянного зодчества. Материал и способы его обработки.

Народные художественные ремесла (роспись и резьба по дереву, ткачество, чеканка и др.) так же можно называть и декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики.

Формы бытования народных ремесел и традиционных промыслов. Роль и место народных ремесел и традиционных промыслов в современной культуре, этнокультурном образовании и воспитании.

Народное декоративно-прикладное творчество, ремесла и промыслы, как существенный компонент этнического сознания. Отражение культурно-психологических структур, базирующихся на опыте коллективного творчества и народного мастерства.

На современном этапе развития культуры эта часть народной художественной культуры имеет несколько форм бытования и развития:

Первая — народное творчество, не вычлененное из бытовой этнографической среды, связанное с породившим его культурным укладом жизни.

Вторая — индивидуальное творчество народных мастеров, основанное на традиционном опыте, сохраняющее и развивающее традиции. Мастера — резчики по дереву, кости, гончарство, ткачество, ковроткачество, мастера вышивки и др.

Третья — народные художественные промыслы, вырастающие на почве местной культурной традиции, поддерживаемые коммерческим спросом извне.

Четвертая — организованный художественный промысел на базе мастерских с необходимым производственным оборудованием.

Народное художественное творчество, в целом, сохраняет общую творческую структуру развития, ориентированного на традицию, живущую в устно-зрительной передаче.

Становление и развитие народного художественного прикладного творчества, ремесел и промыслов в России.

Литература:

1. Астраханцева, С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества / С.С. Астраханцева [и др.] — Ростов на Дону : Феникс, 2006. — 352 с.

2. Варавва, Л.В. Декоративно-прикладное искусство : современная энциклопедия / Л.В. Варавва. — Ростов на Дону : Феникс, 2007. – 304 с.

3. Каргин, А.С. Народно декоративно-прикладное искусство // Народная художественная культура : курс лекций. / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 202-235.

4. Клиентов, А. Народные промыслы / А. Клиентов. — Москва : Искусство, 2002. — 142 с.

5. Народное декоративно-прикладное творчество // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 263-306.