logo search
культура - 5

Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.

Стиль модерн (м-н) 1885-1910 (н. ПМВ) – общеевропейский. Эпоха нового. Во Фр этот стиль получ название арт нуво, в Герм – юген штиль, Австр – сецессион, но везде познается как новиск-во. Модерн и модернизм порой путают//отождествляют, чего делать не стоит. Если модерн (вместе с симв-м) есть проявление неоромантизма в иск-ве, то модернизм прежде всего ориентируется на формализм, решительно отходя от всякого реализма и становясь в некот своих течениях декларативно антиреалистич и антиромантич. Стиль модерн всегда опирался на опред-е традиции, а модернизм, в наиболее последов-х проявлениях, претендует на абсолют новизну, антитрад-зм и индивид-зм. Путаница в терминах связана еще и с тем, что в последнее время у нас слова постмодернизм и постмодерн употребл-ся как синонимы. Это усиливает ощущение сходства м/у модерном и модернизмом. Модерн является стилем, а модернизм - нет. Стиль модерн родился в атмосфере глуб неудовл-ти сущ-щим иск-вом. Модерн б призван осущ-ть то, что обещал романтизм => акт-но появлял себя в обл-тях, кот остались ром-зму не доступны (арх-ра, синтез иск-ств, обновления декорат-приклад ремесел). Задача модерна – соединить эстетич программу с практ-ми завоеваниями промыш-го века. Его цель – перевернуть сложившуюся традицию евр иск-ва. Представители напр-я гов о собст-м ренессансе. Модерн критически отн-ся к достижениям об-ва в области к-ры и иск-ва. Критиковал импрес-зм. Модерн мечтал пересоздать мир иск-во. Хотел показать мир таким, как если бы соврем об-во пошло по пути соц усовершенствования. Мечта о содружестве худ-ков – 1 из пунктов программы. Делали ставку на восттан-е ремесл-го произ-ва и культа ручн труда. Не б авторитета 1-го вида иск-ва => модерн разв-ся в керамике (П. Гоген), в картинах (Ж. Сёра), в арх-ре (А. Гауди), в эскизах Врубеля. Модерн ориентировал люб свое произ-е на легкость сочетания с др => идея синтеза иск-в. Практ программа М. – утопическая – все сферы жизни чка, его среда, быт б максим-но эстетизированы – эстетизм и культ красоты. Эстетизм – признание красоты абсолютной, высш ценностью, а наслажд-е ею – смыслом жизни; это культ прекрасному в иск-ве и жизни. Как с/ст движ-е в худ к-ре, эстетизм сформ-ся во Фр в сер 19 в (Т. Готье, Г. Флобер. В класс к-ре: из добра берет начало мораль, из истины – наука, из красоты – иск-во. Ницше: красота спасет мир. Разрыв-ся связь с моралью и истиной. Совсем не обяз-но, чб красота б моральной. Возн-т надежда на красоту спасит-го плана => ведущ ценность. Мы ограничены, а красота безгранична, она м нарушать правила. Др ценность – иск-во и тв-во. В добре и истине тв-во не возм-но, т.к. там – огран-ния. Степень свободы тв-ва в ис-ве гораздо выше. Нач. суды над ис-вом (худ-ками – Мане «Завтрак на траве», Флобер, О.Уальд). М ли судить произ-е иск-ва по законам чел-ва? В модерне персонажам м знач-но больше. Сним-ся табу на эротику, показ страданий. Эстетизм => красотой м. показывать все, что угодно => гонка за нов переживаниями. Это не красота гармонии => красота оформляет красоту самого бытия. Все, что сущ-т, м.б. оправдано => красота смерти, болезни. Осн фил платформа – эстетизм, красота пр/поставляет др ценностям. Она ближе всего к тв-ву. Чел жизнь нах-ся на грани, на пределе, это красота сверхчка, сверх нормы. Домин-ие сил стихийности над порядком, жизни над разумом. Модерн им опр з/мер-ти в построении худ форм. Форме передается «дух» созидания. Формы модерна подражают формам природы => попытка расширить. Д/лучших произв-й модерна, особенно ран периода, хар-ны поэтич одухотвор-ть, бол эмоцион выразит-ть и в то же вр – рационализм, лежащий в основе всего образного решения в целом. А. Гауди – архитектор – яркий пример арх-ры модерна. Антич к-ры основана на клас ордере, это пр/постав-е мира «техне» неупоряд природ миру. Мир к-ра по законам разума п/в мира природы (инертное, стихийное). Эпоха модерна перев-ет этот принцип. Дома Гауди – бесформенные, отказ от четких геометрич форм (окна разн форм, волнистые стены). Все строит материалы имитируют природные (пальмы). Все колонны в домах разные (как деревья). => здания каж-ся неустойчивыми, как будто они растут. Пр. купол над зданием Венского сецессиона в виде громадной кроны дерева. М-н хочет сделать быт декор-приклад, и оживленным. К-ра и природа слив-ся. Модерн проявлял бол интерес к Вост. Изуч-сь японская ксилография, котя учила дух-ти линии и гармонии красок + мода на китайское. Модерн предложил грандиоз перестройку иск-ва, хотя многое оказалось нереализ-м. Этот стиль просущ-л ок 10-15 лет. Пр/речия, кот б вызваны объектив причинами разв-я об-ва, кот мечтал преодолеть новый стиль, привели его к гибели.