43 Эстетические принципы соцреализма. «Сталинский классицизм» в архитектуре. Скульптура 30-50-х годов.
Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и пропагандой. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Антагонистом ему было существовавшее параллельно неофициальное искусство СССР
Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нем утверждались следующие принципы
описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».
согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.
История возникновения и развития
Термин впервые появился в советской печати в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма.
Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. В нем выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз.
Определение с точки зрения официальной идеологии
«Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947)
Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:
«Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними».
Принципы соцреализма
Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».
Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.
Сталинский классицизм
В 30-ые годы в СССР в строительной индустрии широко использовалась технология каркасного строительства высотных зданий. В это же время пика строительства небоскребов достигла строительная индустрия за рубежом. Сталин прекрасно это понимал. Высотные здания, пожалуй, можно назвать высшей точкой развития в строительстве сталинского стиля, а каркасный метод стал использоваться не только для высотного, но и для жилищного строительства в СССР. Кирпичную кладку заменили на установку готовых железобетонных блоков, изготавливаемых на заводе. На строительной площадке из этих блоков монтируется спроектированная конструкция. Крупнопанельное строительство явилось шагом вперед на пути индустриализации страны. Популярностью пользовалась и технология строительства с использованием монолитного ж/бетона, она тоже основывалась на каркасном методе.
Строительство такими методами начали в 1948 году, а в эпоху деятельности Хрущева ее отвергли, экономя на всем. Поэтому Московские высотки превратились в достояние истории, никто и ни где в стране больше не построил таких домов. Необыкновенно быстро после войны восстанавливалось народное хозяйство. На стройках впервые были опробованы универсальные башенные краны, без аналогов которых нельзя представить ни одну современную стройку.
Скульптура
В предвоенный, военный и послевоенный период происходило изменение творческих направлений. Происходил постепенный отход от конструктивизма и функционализма, в борьбе с которыми шли поиски синтеза искусств. Во второй половине 30-х годов происходит логический переход к новому этапу, когда всё большее значение приобретает использование в архитектуре традиционных, неоклассических форм, наиболее отвечавших идейно-художественным задачам того периода. Это было время когда резко возрос интерес к монументальному искусству во всех его видах: круглой скульптуре, рельефу, стенной росписи. Взамен отходившему конструктивизму, при котором приветствовалась простота форм, нужно было дать что-то новое: пышное, репрезентативное. Творчество ведущих мастеров советского монументального искусства, во многом определило архитектурную направленность рассматриваемого периода. Особое внимание архитекторы и скульпторы уделяли ансамблевому характеру. Монументальное искусство меняло свою направленность в зависимости от периода. Если искусство военного периода отличалось своей строгостью, сдержанностью, связанной с темой борьбы и героикой войны, то уже в послевоенном периоде, вновь возрастает роль монументально-декоративного искусства. Она уже становится более помпезнее, чем до и во время войны, меняется характер декора, который до войны был более скромным. Мы можем наблюдать пышный орнамент, рельеф. Национальная гордость и торжественность ощущается в произведениях искусства послевоенного периода. Решались вопросы синтеза архитектуры и скульптуры. Все это было связанно с идеологией, с идеологическим центром- Москвой. Искусство было пронизано повышенной декоративностью и помпезностью. Это было время пика сталинского барокко в котором были объединены все стили и направления: Греция, Рим, Восток, древнерусские мотивы. В то время были созданы значительные сооружения: метрополитен, высотные здания, ВСХВ и многие другие, значительно украсившие столицу, делая её одной из самых красивых городов бывшего СССР. Без этих сооружений Москву вообще сложно представить. Своей красотой они внесли много нового в архитектуру Москвы, создавая единый логически связанный между собой композиционный ансамбль города.
Это был пик монументального искусства того периода, который был вскоре заглушен борьбой с излишеством и строительством скучных домов-коробок.
Представители социалистического реализма
Литература
Владимир Маяковский
Максим Горький
Николай Островский
Александр Серафимович
Живопись и графика
Антипова, Евгения Петровна
Бродский, Исаак Израилевич
Бучкин, Пётр Дмитриевич
Владимирский, Борис Еремеевич
Герасимов, Александр Михайлович
Герасимов, Сергей Васильевич
Горелов, Гавриил Никитич
Дейнека, Александр Александрович
Кончаловский, Пётр Петрович
Маевский, Дмитрий Иванович
Овчинников, Владимир Иванович
Осипов, Сергей Иванович
Позднеев, Николай Матвеевич
Русов, Лев Александрович
Скульптура
Мухина, Вера Игнатьевна
Томский, Николай Васильевич
Вучетич, Евгений Викторович
Конёнков, Сергей Тимофеевич
- Хх век в истории мировой культуры: основные проблемы и идеи, их отражение в искусстве.
- Культура и искусство рубежа XIX-XX вв. Символизм как ведущее направление в художественной культуре эпохи.
- Сложение символизма в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро.
- 4. Одилон Редон - концепция суггестивного искусства. Символический гротеск в творчестве д. Энсора.
- Художники группы «Наби».
- 6. Символизм в живописи Германии и Австрии. Образ женщины в произведениях г. Климта.
- 7. Эстетические принципы модерна.
- 15.Своеобразие Петербургского модерна. Провинциальный модерн.
- 16. Символизм в творчестве м. Врубеля. Живописное новаторство художника.
- 17. Своеобразие живописного метода в. Борисова - Мусатова.
- 18. Художественное объединение «Голубая роза».
- 19. Творчество к. Петрова-Водкина. Живописно-композиционная система художника.
- 21. Творчество м.В. Нестерова. Ранние жанровые и историко-бытовые произведения. Религиозная тематика. Портретное творчество.
- Биография
- 22. Импрессионизм в Русской живописи.
- 23. Традиции и новаторство в творчестве в. Серова. Портретная живопись, пейзаж, жанровая живопись. Графика художника.
- 24.Художники «Мира искусства»: своеобразие исторической тематики, образ современного города, театрально-декорационная деятельность, журнальная графика.
- 25. Неопримитивизм в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- 26.Теория и практика абстрактного искусства в. Кандинского
- 27. Философско-эстетические основы творчества к. Малевича.
- 28.Художественный мир м. Шагала.
- 32. Экспрессионизм
- 1. Эрнст Кирхнер. «Красная башня в галле».
- 2. Эрих Хеккель. "Мельница".
- 3. Карл Шмидт-Роттлуфф, "Натюрморт с горшком крокуса".
- 4. Эмиль Нольде. "Возбужденные люди".
- 5. Василий Кандинский, "Композиция".
- 6. Эдвард Мунк, "Волна".
- 32. Абстракционизм в искусстве Европы и Америки. Итальянский футуризм.
- 33. Дадаизми сюрреализм в изобразительном искусстве: эстетические принципы, живописные техники.
- 31 Билет
- 4. Творчество Жоржа Брака.
- 43 Эстетические принципы соцреализма. «Сталинский классицизм» в архитектуре. Скульптура 30-50-х годов.
- 44. Система видов и жанров в официальном изобразительном искусстве 30-50-х годов. Тоже самое что 43
- 45 Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве.
- 46. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов.
- 47. Судьба и творчество в. Попкова.
- 48. Человек и время в искусстве художников 70-х годов (д. Шаховский. Д. Митлянский, н. Нестерова, т. Назаренко и др.)
- 49. Неофициальное изобразительное искусство 60-80-х годов (андерграунд).
- 50. Постмодернизм в западной архитектуре, живописи, дизайне.