38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
Во второй половине 14 века в Италии на первое место вышла живописная школа Сиены. При всём богатстве и процветании этот тосканский город меньше, чем Флоренцию, затронуло движение Ренессанса. «Сиена всегда была беднее мыслью, чем Флоренция, но богаче чувством».
Особенность сиенской школы 14в. – создание типа женской красоты. Длиннолицые.
Дуччо ди Буонинсенья (около 1255-1320гг) – старший современник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своём творчестве придерживался традиций византийской иконописи. Его крупнейшая работа – огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено торжество. В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцев. Их окружают святые и ангелы, а также отдельные сцены, меленькие, посвящённые Богоматери и Христу.
К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (1284-1344), крупнейший и изысканнейший мастер сиенской живописи 14 века. Он увлекался светской позднеготической культурой, рыцарской поэзией, французской миниатюрой. Он работал в Сиене, Ассизи, Неаполе, а в последние годы жизни – при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрарки. Известно, что он написал портрет Лауры, возлюбленной поэта. Ещё он украсил зал Маппамондо (Карта мира) в сиенском палаццо Публико. Большая фреска «Маэста» (1315г.) сияет светлыми розовыми, жёлтыми, голубыми, золотисто-зелёными красками на ярко-синем фоне. На противоположной стене зала Симоне Мартини поместил тёмную фреску иного характера. В истории искусства она стала первым изображением конкретного исторического события в портретом современника. Этот портрет явился прототипом будущих конных монументов. Фон густо-синий неба и желто-бурый цвет крепостей Монтемасси и Сассофорте. Едет на коне кондотьер Гвидориччо де Фольяни. Он изображён в профиль, его чертам мастер придал портретное сходство с оригиналом. Кондотьер отвоевал крепости у захвативших их пизанцев. Фреска запечатлела на века его подвиги и суровый дух времени. Узор одежды объединяет всадника и лошадь в одно существо. 1328г. Особенно хорошо известен алтарный образ «Благовещение» (1333г). Тонкая поэзия. Цвета.
Братья Лоренцетти – Пьетро (1280-1348г) и Амброджо (начало 14 века – 1348г). Старший, Пьетро, известен, как создатель монументальных и драматических образов во фресковой живописи. Однако главенствующая роль в этом искусстве принадлежала Амброджо. Учёный и писатель, он некоторое время жил во Флоренции, увлекался античностью, изучал законы перспективы. Его прославили фрески в палаццо Публико. Мастер расписал Зал девяти, предназначенный для заседаний городских властей. Три стены зала почти на три метра от пола сплошь покрыты фресками «Аллегория Доброго правления», «Последствия Доброго правления», «Последствия Злого правления». При создании первой композиции автор следовал приёмам средневековой аллегории: торжественно восседающие фигуры Доброго правления и добродетелей превосходят по размерам изображения людей. Среди аллегорий обычно выделяют полулежащую фигуру Мира – молодую светловолосую женщину в белом одеянии. На фреске «Последствия Доброго правления» представлен один из первых в Италии городских пейзажей – средневековая Сиена, запечатлённая в повседневной жизни. Нарядный город, изображённый Лоренцетти в розовых и жёлто-охряных тонах, предстаёт как нагромождение множества живописных зданий. Изображения живые и непосредственные: в окне школы видны дети и их учитель, по улице пастух гонит коз, знатная дама возвращается в свой дворец, кто-то везёт тележки с грузами, жители выглядывают с балконов и из окон. Справа за крепостной стеной видны холмы, поля. Там крестьяне. На переднем плане девушки, одетые по последней французской моде, ведут радостный хоровод, что символизирует благоденствие и праздничное настроение горожан при господстве Доброго правления. Умерли Лоренцетти из-за чумы в 1348г.
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.