logo search
История_искусств_(ШПОРЫ)

37. Творчество Джотто.

Капелла Дель Арена в Падуе

Наиболее известные произведения Джотто – фрески в капелле дель Арена в Падуе (1304-1306г). названной так потому, что на её месте когда-то находилась арена цирка. Капелла была построена в самом начале 14 века падуанским банкиром Энрико Скровеньи, который заказал Джотто выполнить росписи, а Джованни Пизано – статую Мадонны с Младенцем.

Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямоугольника. Тот, кто переступает её порог, останавливается в радостном изумлении: столько света и пространства с сравнительно небольшом помещении. Это впечатление возникает благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм. На холодновато-синем фоне выделяются фигуры, написанные в жёлтых, розовых, зелёных тонах. Роспись посвящена жизни Богоматери и Христа. На стене у входа помещён «Страшный суд», напротив находится «Благовещение».

Далее на длинных стенах расположены связанные между собой самостоятельные композиции. Фигуры изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Образы Джотто естественны, человечны, сдержанны, лица однотипны, детали скупы. Художник выразительно использовал язык жестов, движений, обобщённых силуэтов, передал разные оттенки простых человеческих чувств и душевных состояний. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение.

Джотто ввёл в традиционную систему росписей новые сюжеты, связанные с жизнью Иоакима и Анны, родителей Марии – Матери Христа.

В драматичном «Оплакивании Христа» на фоне голой скалы с высохшим деревом группа учеников и женщин окружает мёртвого Христа, распростертого на земле. Сидящие на переднем плане спиной к зрителю фигуры в широких одеяниях как будто замыкают скорбную сцену.

Одна из самых знаменитых росписей падуанского цикла – «Поцелуй Иуды» - рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. Спаситель – безупречный(античный), Иуда – уродливый. Джотто достигает здесь неведомой до тех пор психологической глубины.

Росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи 1390-е: Св. Франциск отдает плащ бедняку, Св. Франциск проповедует птицам, Сон Иннокентия III, Стигматизация Св. Франциска.

Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современники, оно привлекало к себе большое внимание и в последующие века.

После Джотто в развитии итальянской живописи произошёл заметный спад. Искусство последних двух третей 14 века, отмеченное влияние готики, принято называть треченто

Джотто был не только живописцем: по его проекту была построена колокольня Флорентийского собора.