Тема 3. 14 русский народный костюм.
Классификация русского народного костюма: региональный: половозрастной; этнолокальный (местные разновидности региональных комплексов); степень зажиточности владельца; сословная принадлежность; практическое назначение (нательная, горничная, верхняя одежда).
Типы женской русской народной одежды: южнорусский (поневный) и северорусский (сарафанный) комплексы. Композиция поневного комплекса. Сходство и различия с сарафанным комплексом.
Композиция северорусского комплекса женской народной одежды. Основные элементы костюмов русских крестьянок. Головные уборы: девичьи и женские. Праздничный костюм. Мужской русский народный костюм.
Мотивы и сюжеты вышивки. Полифункциональность орнамента. Классификация мотивов русского орнамента: геометрический, зооморфный (с изображением животных), антропоморфный (с изображением человека), растительный.
Воплощение древними славянами картины мира в народном костюме. Влияние народных традиций на современную одежду человека.
Женский народный костюм. Образ «мирового древа» и характерное представление о мире «по вертикали» воплотилось в русском народном женском костюме: голова и головной убор — мир небесный, средняя часть сарафана — мир земной, а на мир подземный есть только намек — изображение голов змей на поясе костюма.
Большое символическое значение в структуре народного костюма имели головные уборы, прически и грим.
Женский головной убор являлся композиционным центром, занимал ведущее место в иерархии частей костюмного комплекса, местом наибольшего средоточия декора и отличался многозначностью и метафоричностью. Он отражал космологические, эстетические и этические представления народа. Головной убор выполнял обереговую, продуцирующую, утилитарную и другие функции. Наиболее часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни.
Народный костюм издавна выполнял ряд функций: утилитарно-защитную, эстетическую, дифференцирующую и магическую. Передник (фартук) женского костюма являлся как бы паспортом, по которому можно было определить место проживания, семейное положение, количество детей и их пол. Эти функции выполняли не только детали костюма, но и орнамент вышивки.
Из разнообразия форм женской русской народной одежды выделяют два типа -южнорусский (поневный) и северорусский (сарафанный).
В основе женской русской народной одежды лежит сорочка (рубаха), которую носили с древних времен. В старину рубахи шили из цельного холста, пропуская целое полотнище отворота до подола. Швы и открытые для проникновения нечистой силы участки наиболее тщательно орнаментировались. С ней было связано и много поверий — например, собственную сорочку не продавали, считали, что заодно продашь и свое счастье.
Одной из функций народного костюма являлось изолирование человека от внешней среды. Всякий вид защиты, по древним верованиям, можно было сохранить с помощью магии, часто зашифрованных в орнаменте, формах прикладного творчества.
Литература:
1. Каргин, А.С. Народно декоративно-прикладное искусство // Народная художественная культура : курс лекций. / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 202-235.
2. Клиентов, А. Народные промыслы / А. Клиентов. — Москва : Искусство, 2002. — 142 с.
3. Русский народный костюм // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 360-398.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: