35. Музыкальный фольклор как феномен нхк
Музыкальный традиционный фольклор формировался на протяжении многих веков в едином процессе с историческим и культурным становлением государств, начиная с первого по шестой век нашей эры, когда еще разные племена и народности объединялись в единое целое, и до наших дней. Классический фольклор формировался, прежде всего, в среде, связанной с трудом на земле, с природой, то есть до семнадцатого века включительно. В течение этого времени происходили процессы формирования науки и государства, а фольклор связан с этим очень тесно. Самые ранние формы связаны с языческими верованиями, с обожествлением природы. Музыкальный фольклор на ранних этапах был частью магических языческих обрядов, в которых человек стремился умилостивить природу, в которых происходило общение человека с природой. Появлялись хороводы, песни, формирующие семейные бытовые отношения (колыбельные, похоронные плачи). К десятому веку, когда повсеместно стало распространяться христианство, уже существовали народные музыкальные традиции в устойчивых формах. Самоопределение вызвало к жизни новый жанр – эпос. Эпос – это, прежде всего, былины. В центре жанра стояли герои, защитники народа, обладающие храбростью и мужеством. Кроме героев-воинов (например, Илья Муромец) появились герои и другого типа – певцы. Яркий тому пример – гусляр Садко. Первые упоминания о нем датируются четырнадцатым веком. В это же время происходит формирование московского княжества, политический центр переходит на север. С этого момента начинается разветвление славянской жизни на насколько ветвей: украинской, белорусской и великорусской. В былинах перестали появляться новые персонажи, исторические процессы пошли динамичнее. Новый сдвиг в фольклоре отвечал новому отношению к судьбе человека. К шестнадцатому веку после тяжелых исторических катаклизм, Русь обрела независимость, вследствие чего и формы народного искусства, наконец, устоялись. Высшее достижение музыкального фольклора на тот момент – лирическая песня. Вплоть до семнадцатого века образ жизни народа был единообразным, не отличаясь по существу в разных сословиях. Население жило в небольших городах и деревнях. Обряды в разных сословиях отличались лишь богатством оформления. Такая цельность обеспечивалась изоляцией народной жизни от внешних влияний, влияний древних культур, таких как православие, определенное социальное развитие, где существовал жесткий деспотизм, и человек любого сословия не принадлежал себе. Все перечисленные жанры и формы народной музыкальной культуры оставались в неизменном качестве и не отходили от первоначального канона. Народное искусство – каноническое по своей природе, в чем проявляется его сходство с церковной музыкой. Духовная музыка в России, каноны которой заимствованы из Византии, стала национальным явлением, так как усваивалась в уже сложившейся среде народно-песенных интонаций. Поэтому между церковной и народной музыкой существует глубокая связь. Восемнадцатый век обозначил сильнейший исторический перелом, отразившийся на музыкальной культуре. С одной стороны, продолжала существовать народная музыкальная культура, с другой стороны, при Петре Первом в Россию хлынула европейская светская музыка. Складывается параллельное существование двух культур – народной и европейской, городской. Уже тогда аристократы, просветители заботились о сохранении фольклора. В восемнадцатом веке выходят первые сборники народных песен В. Трутовского, П. Львова с И. Прачем (70-90 гг.). В девятнадцатом веке этот распад русской культуры на деревенскую и городскую проходил по социальному принципу. К девятнадцатому веку сформировался фундамент для собственного профессионального искусства. Развитие поэзии вызвало к жизни новые формы народной городской культуры (городской фольклор). Городские песни создавались на стихи Сурикова, Некрасова, Языкова, Дельвига, Пушкина, Лермонтова. Стиль городской песни отвечал закономерностям европейской классической музыки. В городской культуре появились свои жанровые разновидности – студенческая, ямщическая, революционная песни. Авторские песни второй половины двадцатого века, кстати, тоже разновидность городской песни. В двадцатом веке народная песня перестала развиваться по принятым правилам, а крестьяне были уничтожены как класс
- 1. Основные понятия теории нхк
- 2. Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
- 3.Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
- 4. Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- 5.Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (к.-г.Юнг).
- 6.Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- 7. Структура народной художественной культуры
- 8.Функции нхк
- 9.Массовое, народное и популярное в культуре хх века
- 10. Фольклор как универсальный тип субкультуры
- 11. Фольклор и фольклоризм
- 12. Наивное (примитивное) искусство
- 13.Самодеятельное (любительское) художественное творчество (на примере музыкального любительства)
- 14. Самодеятельное художественное творчество в ссср. Официально санкционированные формы
- 15. Контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в ссср (на примере рок-культуры)
- 16.Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе м. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)
- 17. Творчество в русской религиозной философии (по работе н. А. Бердяева «Смысл творчества»)
- 18. Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье а. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)
- 19. Скоморошество на Руси
- 20. Театрализованные праздники: традиции и современность
- 21Художественное время в фольклоре (по работе д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
- 22. Художественное пространство в древнерусской литературе
- 21. Русский крестьянский дом
- 24.Декоративное убранство народного жилища
- 27 Кружево в народном жилище
- 28.Вышивка в народном творчестве
- 29 Лубок. Его возникновение и распространение
- 30. Кованое железо в нт
- 31 Народный костюм как одна из форм воплощения основ рнхт Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
- Ткани, цвет, орнамент
- Основные виды и формы костюма
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Средняя полоса России
- Западные земли
- Среднее Поволжье, Урал, Сибирь
- Российский север
- 34. Народная игрушка. Виды и ее местные особенности
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк
- 36. Музыкальные инструменты в рнхк
- 37. Сказка как феномен нхк
- 38. Календарно-обрядовая нхк
- 39. Семейно-обрядовая нхк