Российский север
В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с западными соседями?
Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда.
К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.
Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».
О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»:
«Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом... искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок... Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».
Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .
Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.
Архангельский костюм
Многочисленные реки, озера, ручьи северного края были в те далекие времена полны небольшими, невзрачными на вид моллюсками, в раковинах которых находили белые, розовые, дымчатые жемчужины, переливающиеся всеми цветами радуги. «Русским камнем» называли жемчуг и расшивали им головные уборы, царскую и церковную одежду, из него делали серьги, бусы и ожерелья.
Северные красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели «коруну» или кокошники разных форм, искусно унизанные жемчугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения. Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа — драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам, да и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха под стать. Низ ее («стан») делали из полотна, а рукава — «воротушку» из тонкой кисеи с золотным рисунком.
Сарафан-косоклин
Такой наряд могли иметь только зажиточные крестьянки, богатые поморы да купеческие дочери и жены. У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширинки (непременная часть обряда) — не менее нарядны.
Олонецкий костюм
Славилась русская вышивка Тверской земли, Олонецкой губернии, Карелии, тверские и архангельские предметы женского рукоделия.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.
33. искусство лаковой миниатюры: Палех. Жостово. Мстера, Холуй
Мстёра, как и Палех, Федоскино, Холуй, принадлежит к основным центрам народных промыслов лаковой миниатюры. Промысел возник в 20-е годы XX века. Его развитие основано на традициях иконописи владимиро-суздальской школы. В 1923 году была организована «Артель древнерусской живописи», с 1931 года — это артель «Пролетарское искусство», с 1960 года - фабрика художественной росписи. Мстёрские мастера создали свой особый стиль лаковой миниатюры и на изделиях из папье-маше. Художники Мстёры отказались от черного фона. Сюжеты миниатюр часто взяты из сказок, былин, истории, И даже современные сюжеты решены в традициях народного искусства. Мстёра также славится вышивкой и художественной обработкой металла. С незапамятных времен жили в Мстёре и окрестных селениях искусные иконописцы. Вы, наверное, часто видели старинные иконы в музеях. Когда-то они сияли яркими, чистыми красками. А теперь некоторые из них потемнели от времени. Одна из причин заключается в том, что в старину иконописцы покрывали икону для защиты от влаги и повреждений олифой, веществом на основе растительного масла. Со временем олифа темнеет. Живопись иконы становится тусклой, словно закрытой темной завесой. Реставраторы пытаются вернуть краскам былую чистоту. Иконы мстерских мастеров, нарядные, тонкого письма, считались одними из лучших в России и очень высоко ценились. Работы мастеров этой школы славились особым изяществом, нарядностью и колоритом. В начале XX столетия, когда в нашей стране повсеместно закрывались монастыри и церкви, иконописное дело почти прекратилось. И тогда бывшие иконописцы из Мстёры стали расписывать всевозможные деревянные изделия, дешевые коврики из клеенки и холстины. Но искусство древнерусской живописи не пропало бесследно. Оно возродилось, как и в Палехе, в росписи лаковых коробочек, шкатулочек из папье-маше. Но в отличие от палешан, художники Мстёры почти не используют черный фон. Изображение миниатюры развертывается на фоне нежных, красочных пейзажей, Мстёрская живопись, как говорят в народе, «просветленная». Палех - один из четырех центров лаковой миниатюры России, до 1917 года на протяжении многих веков Палех был известен своим иконописным промыслом. После революции иконописание было запрещено, а сам промысел пришел в упадок. В 1924 году оставшиеся художники- иконописцы организовались в "Артель древнерусской живописи» и нашли новое применение своего умения и навыков. Так родилось искусство лаковой миниатюры.
Кооператив "Объединение художников Палеха" -образован в 1989 году и сегодня в нет работают более 250 художников лаковой миниатюры и мастеров изготовления традиционного полуфабриката - папье-маше, среди которых 29 членов Союза художников России. Ежегодный выпуск готовой продукции - более 3000 произведений лаковой миниатюры. Ассортимент выпускаемой продукции включает в себя более ста наименований.
Красота Холуйской лаковой миниатюры своеобразная, неброская, но удивительно добрая, привлекательная,начиная с формы и пропорции самого изделия и кончая орнаментальным узором. Вот уже 70 лет изготовление и оформление изделий осуществляется преимущественно с использованием ручного творческого труда художников. В художественной росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведенными на яичной эмульсии, способы декорирования на основе использования сусального и твореного золота.
Жостово — один из прославленных русских художественных промыслов. Подносы с яркими букетами цветов на блестящем черном фоне давно завоевали общенародное признание и любовь. В чем же секрет растущей популярности искусства Жостова? Под кистью народных мастеров бытовой предмет обрел высокие качества художественного произведения. Украшая поднос, живописцы Жостова не только варьируют его формы, силуэт, изображения цветов и композиционные приемы росписи, но и превращают поднос в декоративное панно, способное украсить жилой и общественный интерьер, несущее чувства радости, красоты природы. Обаяние искусства Жостова в искренности, непосредственности его содержании и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы — как реальные, так и рожденные фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами, — эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного. Ярко выразительны средства искусства Жостова. Ему присущи своя художественная система, живописные приемы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта. Искусство Жостова основано на выработанных поколениями приемах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приемов с импровизационностью творчества. В искусстве Жостова живет богатая потомственная народная культура. Творческий подъем и выдающиеся успехи художников Жостова сегодня доказывают её жизнеспособность и современность. В 1976 году в Музее народного искусства в Москве, а затем в Государственном Русском музее в Ленинграде состоялась выставка, посвященная стопятидесятилетию промысла. Она как бы заново открыла это удивительное явление народной культуры. Впервые были собраны лучшие работы многих поколений жостовских живописцев, представилась возможность наглядно проследить историю промысла, эволюцию художественного стиля. Выставка обострила интерес к искусству Жостова. Она же явилась поводом для создания этой книги, цель которой показать художественные особенности и направления развития искусства Жостова, своеобразие авторских почерков ведущих художников разных поколений, достижения современных мастеров. Старинная деревня Жостово находится и восемнадцати километрах от подмосковного города Мытищи в живописной местности близ Клязьминского водохранилища. По сторонам длинной улицы расположилось сто пятьдесят домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже более полутора веков. Искусство Жостова принадлежит к семье «русских лаков». Одна ветвь этой семьи связана с Палехом, Мстёрой и Холуем, где лаковая миниатюра возникла в 1920–1930-e годы и унаследовала традиции древнерусской иконописи. К другой ветви, зародившейся еще в конце XVIII века, принадлежат Федоскино и Жостово. Их близость определяется не только географическим соседством этих центров, но также родством происхождения, сходством стилевых истоков. Село Данилково близ Федоскина, деревни Осташково и Жостово были в XIX веке известными центрами русской лаковой миниатюры. Мастерские династий Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, коробочек, кошельков, марочниц, портсигаров, чайниц и других небольших предметов из папье-маше, украшенных живописными миниатюрами, являвшими собою вольные переложения станковых картин и гравюр. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями, и позднее и орнаментальными цветочными композициями. Начавшись в русле лаковой миниатюры, производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел и развилось в ряде деревень бывшей Троицкой волости Московского уезда (Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое, Сорокино, Новосильцево, Чивирево). Ведущая роль принадлежала Жостову, название которого дало имя всему промыслу. Начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 годом — датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само но себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, там, где расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне, как один из крупнейших центров русского народного искусства. Славу Жостову создали расписные лакированные подносы, которые уже более полутораста лет изготовляют его искусные мастера. Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Украшенные от руки нарядной цветистой росписью, подносы радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности, красотой и выразительностью свободного кистевого письма. Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов или эталонов; известный советский искусствовед А,В, Бакушинский назвал её «плодом быстрой неповторимой импровизации». Среди жостовских вещей не найти и двух совершенно одинаковых, ибо все мастера работают творчески, никогда не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых, в прошлом безвестных крестьянских художников. Изготовляются подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, ныне эти трудоёмкие операции выполняются на механических прессах. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
- 1. Основные понятия теории нхк
- 2. Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
- 3.Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
- 4. Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- 5.Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (к.-г.Юнг).
- 6.Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- 7. Структура народной художественной культуры
- 8.Функции нхк
- 9.Массовое, народное и популярное в культуре хх века
- 10. Фольклор как универсальный тип субкультуры
- 11. Фольклор и фольклоризм
- 12. Наивное (примитивное) искусство
- 13.Самодеятельное (любительское) художественное творчество (на примере музыкального любительства)
- 14. Самодеятельное художественное творчество в ссср. Официально санкционированные формы
- 15. Контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в ссср (на примере рок-культуры)
- 16.Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе м. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)
- 17. Творчество в русской религиозной философии (по работе н. А. Бердяева «Смысл творчества»)
- 18. Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье а. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)
- 19. Скоморошество на Руси
- 20. Театрализованные праздники: традиции и современность
- 21Художественное время в фольклоре (по работе д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
- 22. Художественное пространство в древнерусской литературе
- 21. Русский крестьянский дом
- 24.Декоративное убранство народного жилища
- 27 Кружево в народном жилище
- 28.Вышивка в народном творчестве
- 29 Лубок. Его возникновение и распространение
- 30. Кованое железо в нт
- 31 Народный костюм как одна из форм воплощения основ рнхт Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
- Ткани, цвет, орнамент
- Основные виды и формы костюма
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Средняя полоса России
- Западные земли
- Среднее Поволжье, Урал, Сибирь
- Российский север
- 34. Народная игрушка. Виды и ее местные особенности
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк
- 36. Музыкальные инструменты в рнхк
- 37. Сказка как феномен нхк
- 38. Календарно-обрядовая нхк
- 39. Семейно-обрядовая нхк