logo
Otvety_na_bilety_po_NKhT_s_1_po_39_krome_nekoto

39. Семейно-обрядовая нхк

Рождение младенца

Зажиточные люди утверждали родильные столы, а крестьяне готовили особое пиво. Родильницы получали от гостей подарки, обыкновенно деньгами. Это соблюдалось и у знатных, но только для исполнения обычаев, ибо родильнице в доме боярском давали по золотому.

Русские спешили крестить младенца и чаще всего крещение происходило на осьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жизни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, которого память случалась в день крещения. Крещение происходило у всех сословий в церквях, и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной. Выбор восприемника падал чаще всего на духовного отца или родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь. Восприемнику священник возлагал на шею белый платок и связывал его обеими концами, а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви. После обряда, в тот же день учреждался крестинный стол и при этом, кроме гостей, кормили и нищих. Царь в день крещения делал торжественный стол для патриарха, духовных властей и светских сановников; по окончании обеда духовные благословляли новорожденного, а прочие гости подносили ему дары. В царском быту это был единственный раз, когда царское дитя показывали до совершеннолетия, с тех пор оно долго оставалось в глубине царских хором. Крещение царского младенца не ограничивалось одним обычным крестинным столом. По городам и монастырям ездили с грамотами, возвещавшими о рождении царского детища, и все монастыри спешили везти к новорожденному подарки. В свою очередь по случаю рождения дитяти царь прощал виновных и оказывал царские милости.

Старинные женитьбы и свадьбы

Русские женились вообще очень рано; бывали случаи, что жених имел только двенадцать или тринадцать лет. Нужно заметить, этим родители спешили удалить юношу или девушку от соблазнов холостой жизни, так как вообще по понятиям того времени непозволенные любовные связи считали непростительным и незамолимым и ставили наравне с тяжкими преступлениями. Редко случалось, чтобы русский оставался не женатым, разве только болезнь или обещание вступить в монастырь.

При женитьбе жених и невеста часто не знали друг друга и под влиянием родителей играли подчиненную роль. Нравственные понятия того времени не позволяли соблазняться молодым людям обоего пола, и даже жених не имел права сказать о том, что он хочет жениться, находясь в полном повиновении родителя. Только то мог вполне распоряжаться по собственному соображению, кто был в зрелом возрасте, кто вступал во второй барк или вовсе не имел родителей в живых. Сами цари действовали таким образом.

Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнению народа, не имел уже той святости как первый, а если из венчавшихся оба были вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковный обряд третьего брака состоял в одном молитвословии без венчания и не одобрялся церковью. Несмотря на воспрещение четвертых браков церковью, они случались, и правительство дозволяло детям от четвертого брака пользоваться правами законных детей в отношении наследства.

Новоселье

Новоселье в старой русской жизни сопровождалось торжественными обрядами. В старое время каждый имел свой собственный дом и если кто переходил во вновь построенный дом, то сзывал священников на освящение, а потом сзывал родных и знакомых. Гости непременно являлись с хлебом и солью, как символом обилия и благополучия, а люди не чуждающиеся колдовства и ворожбы являлись на новоселье с черной кошкой, с черным петухом, тащили растворенную квашню и катали три хлеба, а потом замечали как эти хлебы ложились. Надобно было умеючи выбирать место для дома, и в старину для этого применялись разные гадания. Так, например, для того, чтобы определить качество земли на то место где строить дом клали дубовую кору — это на три дня; на четвертый поднимали кору и замечали что покажется под корой: если под корой находили паука или муравья, то считали место это лихим, если же находили червяков и черную мурашку — то можно дом строить. Они же гадали насчет трех хлебов, которые пускали на землю из пазухи. Если все три хлебца лягут кверху верхней корой, то место доброе, а если же лягут вниз верхней корой — то место покинь. Во время пиршества на новоселье пол устилался травой и на большом столе, покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили в солоницах соль. После пирушки каждый гость должен был что-нибудь подарить хозяевам.

Похороны

Когда человек испускал дыхание, в старину ставили на окно чашу со святой водой и мису с мукой или кашей (кутьей) — это был какой-то остаток язычества. Мертвеца обмывали теплою водой, надевали чистую сорочку и завертывали в белое покрывало или саван, обували в сапоги или башмаки, на голову ему надевали корону. Толпы знакомых и соседей посещали покойника, причем дом оглашался плачем с причитаниями разного характера, выражающих сожаление и скорбь. Затем посылали за духовенством и с посланными священнику препровождали водки, меда и пива.

Летом русские хоронили очень скоро, в течении суток; а если по какому-либо случаю погребение откладывалось, то труп во избежании зловония относили в погреб. Мертвеца выносили из дома покрытым покровом или шубой и непременно на руках; если мертвец был монашеского звания, то несли его монахи или монахини. Для большей церемонии богатые и знатные нанимали плакальщиц, которые шли по бокам и впереди похоронного шествия с распущенными волосами и нарочно искаженными лицами. Они кривлялись и вопили, громко вскрикивали и заливались в причитаниях. Все сопровождавшие гроб шли с зажженными свечами, обвязав платками головы. Когда гроб следовало опустить в могилу, то открывали гроб и все прощались. Жена или близкий родственник должны были плакать и причитать, а плакальщицы всем хором тоже вторить причитая. Священник давал в руки покойника отпустительную грамоту; после опущения гроба в могилу все целовали образа, потом ели кутью, непременно каждый в три приема, начиная с ближайших родственников. Зимой не спешили хоронить и ставили покойников в церковь, где духовенство служило каждодневно литургию и панихиды, и на осьмой день предавали тело земле. Бедняки, которым не на что было хоронить, просили милостыню на погребение, от чего никто в этой жертве не отказывал. Для городских жителей кладбища отводились за городом; но в селах и деревнях кладбища помещались при храмах.

Утопленников и удавленников не хоронили на кладбищах. Было убеждение, что если где-нибудь похоронить утопленника или удавленника, то за это весь край постигнет бедствие. Но вообще умерших внезапно на улице, убитых в дороге хоронили в убогом доме, убогие дома были не только в Москве, но и в других городах. В них также хоронили отверженных, которых считали недостойными кладбища: воров, разбойников, казненных; между тем как самоубийц хоронили в поле или в лесу.

У всех сословий сороковой день после смерти определялся на повиновение. Семейные нанимали духовных лиц читать псалтырь по усопшим. Семейные по покойнике носили скорбное платье: синее или черное и непременно ветхое, а не новое. Вместе с молитвами об усопших, отправлялись кормы или поминальные обеды. Таких было по желанию родственников и семейных не менее двух и не более четырех: в третий, девятый, двенадцатый и наконец очистительный в сороковой день, или сорочины; в этот же день снимался траур.

1 См., в частности, редакционную статью журнала «Советская музыка», предваряющую репортаж Э. Алексеева и Г. Головинского о Венском (1973 г.) международном конгрессе, посвященном молодежной музыке (Сов. музыка. 1973. № 8. С. 134).

2 Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке – Н. Новгород, 1997. – С. 3.

3 Черва Ю. Е. Проблемы контркультуры в западной цивилизации: aвтореф. дис … канд. культурологии. СПб., 2002. С. 17. В настоящее время доля молодежи в населении России – около четверти населения (Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу: молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций. М., 2002. С. 102.

4 Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2002. С. 9. Из современных работ о молодежной культуре см., в частности: Сикевич З. В. Молодежная культура: «за» и «против». Л., 1990; Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986–1989 гг. СПб., 1993; Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу. М., 2002.

5 Границы смысла понятия «контркультура» и соответствующие понятию явления культуры США и Западной Европы, где они первоначально зародились, освещены в не утратившей до настоящего времени научного значения работе Ю. Н. Давыдова и И. Б. Роднянской «Социология контркультуры: критический анализ: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь» (М., 1980). Для авторов этого исследования «контркультура» – это «наиболее типичная и в каком-то смысле «архитипичная» часть «молодежной «субкультуры протеста» второй половины 50-х – первой половины 70-х годов» (Указ. соч. С. 39). В более узком и более определенном смысле «контркультура» – «некая равнодействующая всех форм молодежного протеста второй половины нашего века, вычленившаяся на рубеже 60–70-х годов в особый тип сознания, мироощущения и образа жизни» (Там же. С. 38). По мнению И. Л. Набока «контркультура» – протестная, альтернативная господствующей культуре часть молодежной культуры (Набок И. Л. Рок-культура как эстетический феномен: автореф. дис. … д-ра филос. наука. М., 1993. С. 17). О. Аксютина считает, что в контркультуре выступают на первый план политические формы противостояния (символические отодвигаются на второй план) и отрицание доминирующих ценностей (Аксютина О. Власть и контркультура в 1980-е – 90-е годы. Панк как этика и эстетика противостояния // Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века. М., 2002. С. 308).

6 Бубенникова Л. К. ВИА и рок-группы // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Конец 1950-х – начало 1990-х годов. СПб., 1999. С. 79.

7 Конен В. Об истоках рок-музыки // Сов. музыка. 1986. С. 101.

8 Во второй половине ХХ века доля молодежи в общей массе населения планеты постоянно увеличивалась. По данным ЮНЕСКО на 1985 год она составляла 45 % (Курьер ЮНЕСКО. 1985. Июль. С. 3, 11).

Набок И. Л. Рок-культура как эстетический феномен. С. 39. По данным американских исследователей, в частности, Р. Элвуда (Ellwood R. One way: the Jesus movement and its meaning. Engltwood Cliffs. New Jersy, 1973), на которых ссылаются Ю. Давыдов и И. Роднянская, число «беглецов» (т. е. подростков, убегавших из родительского дома и объединявшихся в молодежные сообщества) достигало в США во второй половине 60-х годов 500 тыс. человек в год. «По всей стране, в городишках Юга и Среднего Запада, вдали от коммунитарных центров новой культуры сотни тысяч юнцов, объединенных сильнейшим общим переживанием, слушали по радио рок-музыку и приобретали как флаги верности далеким сюзеренам одну-две психоделические открытки» (Ellwood R. One way… Р. 9. Цит. по: Давыдов Ю. , Роднянская И. Указ. соч. С. 63).

9 Определение К. Блаукопфа, известного австрийского музыковеда, директора института «Медиакульт», прозвучавшее на Венском конгрессе (1973), посвященном молодежной музыке. См. информацию о конгрессе: Алексеев Э., Головинский Г. Молодежь и музыка в сегодняшнем мире // Сов. музыка. 1973. № 8. С. 134–137.

10 Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. С. 264; Леонтьев Д. А., Волкова Ю. А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. С. 116–117; Кнабе Г. С. Феномен рока и контр-культура // Вопр. философии. 1990. № 8. С. 40.

11 По данным американских исследований середины 90-х годов в течение подросткового возроста молодые американцы слушают соответствующую музыку в течение 10,5 тысяч часов, что эквивалентно 12 годам обучения в школе (Brown E. F., Hendee W. R. Adolescents and their music: Insights into the health of adolescents // J. of American Medical Association. 1999. № 262. P. 1659–1663. Приведено по: Горюнова Л. Музыка в контексте молодежной культуры. Саратов, 2003. С. 13).

12 Сикевич З. В. Молодежная культура… Разд. II. Досуг – это время для… С. 61–123; Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2002. С. 7.

13 Kelly K. D. Youth, humanism and technology. N. Y.; London, 1972. Приведено по: Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры… С. 93.

14 Топалов М. К проблеме новых форм социальной активности молодежи // Молодежь и культура. Л., 1990. С. 16.

15 Демичева Е. История рок-н-ролла закрыта на музучет // Муз. Олимп. 1995. № 11. C. 13. Л. Бубенникова дает другой список первых московских рок-групп: «Соколы», «Славяне», «Мифы», «Рубиновая атака» (Бубенникова Л. ВИА и рок-группы. С. 90).

16 Вальран В. Н. Ленинградский андеграунд… С. 67.

17 Бубенникова Л. ВИА и рок-группы. С. 100. См. также: Золотое подполье: полн. иллюстр. энцикл. рок-самиздата. 1967–1994. Н. Новгород, 1994. В энциклопедии приведено свыше ста рок-изданий.; Дидуров А. Вышли мы все из подполья // Столица. 1994. С. 52–54.

18 Бубенникова Л. К. ВИА и рок-группы // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Конец 1950-х – начало 1990-х годов. СПб., 1999. С. 81.

19 См., напр.: Ухов Д. Музыка вокруг нас: круглый стол с участием А. Журбина и Ю. Саульского // Мол. эстрада. 1987. № 1. С 108–113; Козлов А. Рок. Истоки и развитие. М., 2001. С. 162. Официальную версию истории ВИА до середины 70-х годов дает В. Я. Калиш (Калиш В. Я. Вокально-инструментальные ансамбли // Русская советская эстрада, 1946–1977: Очерки. М., 1981. С. 366–391).

20 Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры... С. 511.

21 Подробную статистику распространения и сокращения количества ВИА по республикам СССР и в целом по стране дает Л. Бубенникова (Бубенникова Л. ВИА и рок-группы. С. 103–104.

22 Бурлака А. Песняры // Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. Другие же ВИА, работавшие в «фольклорном» направлении, не вошли в словник «Энциклопедии». Более взвешенное, научное осмысление этого пласта музыкальной культуры – дело будущего.

23 Об этом, пишут, в частности, П. Вайль и А. Генис в работе о советской культуре 60-х годов (Вайль П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. 2-е изд., испр. М., 1998. С. 126–138.

24 Гладков Г. Давайте объяснимся // Смена. 1986. С. 22–23.

25 Приведено по: Сикевич З. В. Молодежная культура: «за» и «против». С. 108–109.

26 Выводы сделаны на основе анализа ста песен десяти известных рок-групп (Катаев С. Содержание и интонация молодежной песни // Соц. исследования. 1987. № 1. С. 77–80).

27 Чередниченко Т. В. Между «Брежневым» и «Пугачевой». Типология советской массовой культуры. М., 1993. С. 80.

28 Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры... С. 480.

29 Отношение властей к нахлынувшей из-за рубежа «рок-болезни» отражено в названиях статей, публиковавшихся в прессе 60-х годов: «Жуки на навозной куче», «Рок-н-ролл и реваншисты», «Похитители ...музыки», «Психоз под музыку», «Рок-звезды и наркотики», «Поп-истощение», «С эстрады в тюрьму», «Как бороться с хулиганством», «Офелия и наркотики», «Под маской бунтаря дельцы шоу-бизнеса пытались скрыть тайного агента ФБР Элвиса Пресли», «Этот шпион по имени рок-н-ролл» (Бубенникова Л. ВИА и рок-группы. С. 80.

30 Вальран В. Н. Ленинградский андеграунд… С. 72.