24.Декоративное убранство народного жилища
Декоративное убранство жилища, являясь неотъемлемой частью крестьянской архитектуры, составляет один из элементов такой сложной системы, как культура. Архитектурный декор выполняет определенные функции, сила и значимость которых на разных этапах развития этноса меняется, находясь в самом тесном взаимодействии с другими частями культуры. Возникнув на определенной фазе исторического развития, внешний декор жилища опосредованно отражает особенности развития народа, складывающиеся под влиянием экономических, природных, исторических и социальных факторов. Поэтому использование этого элемента в качестве исторического источника представляет значительный интерес.
В результате исследований, проведенных методом анкетирования, были получены данные о декоративном убранстве крестьянских жилищ десяти деревень, что составляет более 10% всех населенных пунктов района. В трех из них (д. Березовка, Верехново и Горицы) было проведено сплошное анкетирование для получения статистических данных по различным элементам декора. Временные рамки исследования охватывают период с конца XIX в. по 1980—1981 гг. Весь собранный материал разбит на три хронологических периода: I — конец XIX в. — 1933 г.; II — 1934—1950-е гг.; III — 1960-е — 1980-1981 гг.3) Думается, подобное деление достаточно обосновано, поскольку границы периодов связаны с большими переменами в жизни крестьянства: 1933-й — в основном год завершения коллективизации, начало 1960-х гг. — мероприятия по новому развитию советской деревни.
Автором предложена следующая систематизация данных о декоративном убранстве крестьянских жилищ.
1. Материал, идущий на изготовление украшения (дерево, железо, краска и др.).
2. Форма украшения:4)
2.1. Скульптурные украшения:
а) круглая скульптура;
б) рельеф
— с фоном или «глухой» (барельеф, горельеф);
— без фона («ажурный рельеф»);
2.2. Плоскорельефные украшения:
— с фоном (контурные с выбранным фоном или с выбранным рисунком, завальные украшения с выбранным фоном или рисунком);
— без фона (сквозные, сквозные ажурные);
— комбинированные.
3. Техника изготовления украшения (выпиливание, резьба, сверление, рубка, долбление, выжигание и др.).
4. Мотивы орнамента (геометрические: городковые, трехгранно-выемчатые, ногтевидные и др.; зооморфные; растительные; тералогические; антропоморфные и смешанные),5)элементы орнамента.
5. Цветовая гамма.
Для русских Северо-Запада европейской части России, в том числе и для Волотовского района, основным материалом для украшения жилища является дерево. В настоящее время наряду с деревянными иногда встречаются украшения, выполненные из просечного железа. Кроме того, широкое распространение получает раскраска домов.
Рассмотрим первую, самую большую группу украшений — деревянные.
Наиболее украшенными деталями жилища Волотовского района являются причелины, наличники окон и подзоры. В среднем здесь более половины домов несут на себе декоративное убранство. Сводка сведений о распространенности украшений этих деталей жилища (исключая несложную обработку нижних концов причелин и нижней доски наличников, которые имеются почти во всех домах) по всем рассматриваемым периодам приведена в табл. 1.
Эти данные свидетельствуют, что степень распространения украшений в первом и третьем периодах была более значительна, чем во втором. Это можно объяснить уроном, нанесенным району в Великую Отечественную войну. Некоторое завышение процентного количества украшений в первом периоде обусловлено малой их выборкой (в д. Верехново сохранилось только 2 дома конца XIX — первой трети XX в.).
Следует отметить, что, несмотря на высокую степень распространения украшений этой группы, сама площадь украшаемой поверхности, особенно в первом периоде, была очень незначительной. Это и могло послужить причиной того, что корреспондент Русского географического общества, писавший о Старорусском уезде Новгородской губернии (куда в прошлом входил Волотовский район) в 1916 г. сообщил, что там «наружных украшений нет».6)
Археологические исследования выявили декоративные особенности архитектурных украшений древнего Новгорода, заключавшиеся в преобладании украшений с выемкой внутрь материала (плоскорельефных) и в очень малом количестве скульптурных украшений.7) Эта традиция продолжает существовать в исследуемом районе и в более позднее время. Так, практически все материалы по декоративному убранству крестьянских жилищ в конце XIX в. — 1980-1981 гг. дают нам преобладание плоскорельефных украшений.
Соотношение той или иной формы этих украшений и техники их изготовления можно видеть на примере подзоров, которые сохраняются лучше, чем другие украшаемые детали жилища. К тому же декор подзоров очень сходен с декором причелин домов, а нередко и полностью идентичен ему. (Это относится как к подзорам, состоящим из одной, так и подзорам из двух досок, расположенных уступом. В последнем случае с декором причелин схожи украшения верхней доски или же сразу обеих досок подзора).
В первом периоде около половины украшений подзоров составляли плоскорельефные украшения с фоном и комбинированные (состоящие из плоскорельефных украшений двух видов: с фоном и без фона), выполненные техникой сверления, резьбы, долбления и выпиливания. Имеются, но в небольшом количестве и накладные сквозные украшения, имитирующие плоский рельеф с фоном (рис. 1). Они изготавливались в основном буравом и долотом (стамеской). Остальная часть приходится на плоскорельефные украшения без фона. Помимо выпи ливания в значительной степени они выполнены сверлением и техникой долбления. Во втором периоде доля плоскорельефных украшений с фоном несколько уменьшилась. Затем они исчезают совсем, уступая место сквозным украшениям. Иногда, впрочем, встречаются и исключения. Украшения причелин одного дома в д. Городцы, построенного в конце 1970-х гг., выполнены наиболее древней — рубленой техникой.
Замену плоскорельефных украшений с фоном на накладные сквозные и сквозив можно проследить и на других архитектурных деталях жилища, например, наличниках окон. Если говорить о технике их изготовления, то в первых двух периодах они выполнялись техникой долбления, резьбе и выпиливания, в третьем периоде — почти исключительно выпиливания (с фоном и без фона), хотя орнамент остался прежним (рис 2).
Таким образом, из приведенного материала следует, что происходит постепенная замена более трудоемких техник — долбления и резьбы на выпиливание. Изготовление украшений сверлением сохраняет примерно одинаковое положение во всех трех периодах, его применение довольно значительно.
В исследуемый период изменениям подвергаются не только форма и техника исполнения декоративных украшений. Меняться могла и форма отдельных деталей крестьянского жилища. Такой процесс хорошо прослеживается на примере слуховых окон. В домах первого, реже второго периодов многие из них имеют циркульные или полуциркульные контуры — несомненный признак пригородной архитектуры. В третьем периоде форма окон значительно упрощается: остаются только прямоугольные окна, и очень редко — с полуциркульным завершением. Претерпевает изменения и конструкция рам слуховых окон, однако здесь процесс идет в сторону усложнения: с конца XIX в. до 1960-х гг.
их конструкция аналогична конструкции рам окон жилых помещений дома, причем вплоть до 1930-х гг. рамы изготавливаются вообще эпизодически. С 1960-х гг. происходит распространение более сложных конструктивных форм оконных рам, которые зачастую можно рассматривать как своеобразное украшение крестьянского жилища. Таким же образом, в сторону усложнения, меняется и конструкция рам окон в пристройках дома (крыльцах, коридорах, верандах).
Значительный интерес представляет фигурная обработка нижних концов причелин, перенесенная затем и на концы нижних досок наличников окон (рис. 3). Подобный способ обработки, вероятно, подражает оформлению нижних концов стропил, эволюционируя в сторону большей художественной выразительности формы. Появление такого способа обработки причелин можно связать с распространением стропильной конструкции крыши.
Далее, рассматривая мотивы орнаментов, нужно отметить, что в исследуемом районе встречаются геометрический, зооморфный, растительный, эмблемный и смешанный мотивы.
Обратимся к мотивам орнамента украшений причелин и подзоров. Причелины — более ранняя по сравнению с подзорами архитектурная и художественная деталь жилища. С появлением последних украшения причелин перешли и на них. В дальнейшем происходит взаимообогащение декора этих деталей, и новые элементы орнамента могли
переходить не только на подзоры, но и на свои «материнские» детали избы — на причелины. Наиболее распространенным мотивом орнамента украшений причелин и подзоров во всех исследуемых периодах является геометрический орнамент. Правда, наиболее часто он встречается во втором периоде. Уменьшение количества украшенных геометрическим орнаментом причелин и подзоров до 1930-х гг. связано с бытованием в этом периоде украшений и с растительным орнаментом, перешедшим на эти детали жилища с наличников окон. Эпизодически встречается в это время и сердечковый орнамент. В третьем периоде большое количество причелин и подзоров наряду с геометрическим орнаментом украшено только декоративными продольными канавками (так называемый продороженный тес).
Художественное оформление наличников во многом сходно с украшением причелин и подзоров и нередко завершает композицию всего декоративного убранства жилища, подчеркивая нарядность объемов всей постройки. Однако в отличие от декора причелин и подзоров в украшении наличников в первом периоде по сравнению с последующими большую роль играют растительные мотивы, а в третьем хронологическом периоде такое же значение приобретает сердечковый орнамент, получивший, правда, широкое распространение только в южной и центральной частях района (рис. 2).
Очень интересной и, возможно, перенесенной из других видов народного искусства является резьба на верхних досках наличников некоторых домов в д. Верехново. Узор состоит из чередующихся «дерев» (как указал мастер): елочек и лиственничных деревьев. В центре ее расположена фигура, могущая быть интерпретирована как сильно стилизованная «богиня плодородия» (рис. 2, е). Эти наличники были сделаны в 1970-х гг. (по словам мастера, «узор взят из головы»). Более ранних подобных изображений не зафиксировано, поэтому вопрос о их происхождении остается открытым.
В целом, наблюдая большое разнообразие элементов декорировки жилища в рассматриваемом районе, можно отметить преобладание геометрических мотивов в орнаментике дома. Они представлены здесь зубчиками различных форм, кругами и полукругами, зигзагообразными линиями, розетками, крестами и крестами в круге, прямоугольниками и ромбами и др. Самыми распространенными среди них являются зубчики различных форм, полукруги и зигзагообразные линии.
Зигзаги и зубчики различных форм имели очень широкое распространение и в древнем Новгороде.8) При этом характер зигзагообразных линий на бытовых предметах древнего Новгорода и архитектурных деталях исследуемого периода совершенно одинаков. Несомненное сходство наблюдается и при сравнении многих разновидностей городкового орнамента (зубчиков различных форм) на археологических и этнографических архитектурных деталях. Очень незначительные изменения орнамента заключаются в возрастании угловатости форм его элементов к концу XIX — XX в. по сравнению с археологическими материалами, что связано с большим применением пилы-ножовки. К этому следует добавить одинаковую технику изготовления кругов и крестов на гребнях древнего Новгорода, выполненных циркульным резцом, и таких же фи-
гур на архитектурных деталях современных жилищ, выполненных уже буравом (рис. 1).
Многочисленные примеры сходства геометрических орнаментов декора жилищ и бытовых предметов средневекового Новгорода и крестьянских домов западной части Новгородской губернии конца XIX — XX в. объясняются многими причинами. Важнейшей из них, по-видимому, является сходство применяемого инструментария, в котором главную роль играли топор, циркуль и бурав. Культурная преемственность, которая часто ставится во главу угла, зависит непосредственно от степени развития средств производства. Выведение же некоторыми исследователями геометризма северных орнаментов из недостаточной освещенности в условиях Севера, на мой взгляд, не является обоснованным.9)
Большое влияние на крестьянскую домовую резьбу оказал стиль классицизма. В результате этого декор изб дополнился многими новыми элементами и, что самое главное, уменьшились размеры самих орнаментальных узоров. Городские архитектурные приемы были приняты благодаря наметившемуся в это время изменению набора плотничьих инструментов, когда топор потеснила пила-ножовка, о чем говорили еще Н. Султанов и А. Бобринский.10) Кроме того, большое воздействие на сложение геометрических мотивов северной домовой резьбы оказали различные виды народного искусства.11)
Происхождение элементов декорировки жилища могло быть самым различным. Их история, несомненно, связана с историей самих архитектурных деталей. Например, причиной, вызвавшей появление полукружий на причелинах (рис. 1, 8), могло стать подражание самцово-слеговой конструкции крыши дома, точнее контурам торцов слег. Городковые орнаменты могли появиться под влиянием оформления нижних кромок крыш или «перенесены» с лемехов хором и культовых сооружений.
Продолжая исследование орнамента Волотовского р-на, нужно отметить, что очень незначительную группу составляют украшения с растительным орнаментом. Основными элементами этого орнамента являются изгибающаяся ветвь, завитки — образные фигуры, цветы (рис. 2, а). Большая часть их имеет несомненно городское, притом очень позднее происхождение. Это относится к украшениям первого хронологического периода (а большую часть украшений с растительным орнаментом составляют именно они), когда выпиловка была особенно сложной и выполнялась по трафарету.
Зооморфный мотив, к тому же позднего происхождения, встречен только на одном доме в д. Березовка. Он помещен на верхней доске наличника слухового окна и представляет двух дельфинов, обращенных головами друг к другу и образующих вместе с тем аркообразное завершение наличника с двумя перекрещивающимися кольцами под ним.
Эмблемные мотивы также редки. Мною зафиксирован только один мотив — серп и молот — на наличниках дома в д. Чураково Волотовского сельсовета.
Особую группу украшений составляет декоративная обшивка тесом жилища и его частей. В суждениях исследователей о функциях обшивки можно выделить два подхода. К. К. Романов и его последователи считают, что она играет почти исключительно декоративную роль.12) По мнению С. Б. Рождественской, тесовая обшивка вначале имела утилитарную, а позднее наряду с утилитарной и декоративную функцию.13) На мой взгляд, первая группа авторов сделала принципиальную ошибку. Она заключается в самом подходе к вопросу: понимании под обшивкой чего-то постоянного, застывшего, вечного, в то время как ее функции постепенно изменялись на протяжении всего периода ее существования. Мнение же С. Б. Рождественской не подтверждается материалами.
Дело в том, что обшивка крестьянских домов встречалась вначале только в образцовых помещичьих имениях, как например в с. Грузино Новгородской губернии,14) или в богатых промысловых селах (например, с. Палех Владимирской губернии).15) Безусловно, прав К. К. Романов, объясняя это явление культуры подражанием городской каменной архитектуре.16) Это воздействие наблюдалось и в деревянном культовом зодчестве, что подтверждается даже покраской обшивки церквей «под кирпич» — в желтый цвет.
По моему мнению, первоначально обшивка имела социальную функцию (прежде всего престижность), декоративная же обшивка играла незначительную роль,17) а утилитарная не принималась во внимание. Аргументом в пользу высказанной точки зрения могут служить материалы о том, что обшивались только дома богатых крестьян, не требующие ремонта и утепления. Кроме того, часто обшивали только фасадную, парадную стену,18) оставляя другие на произвол природной стихии.
Безусловно, объективно обшивка обладала не только социальной, но и утилитарной функцией, и многие шедевры народной архитектуры сохранились только благодаря наличию у них спасительной «тесовой рубашки» (конечно, если она была выполнена качественно и за ней был постоянный уход; в противном случае попадание влаги за обшивку способствовало еще более быстрому гниению сруба). Поэтому в дальнейшем понятие о роли обшивки изменилось, и она была принята крестьянством потому, что оказалась и хорошим средством защиты против разрушения сруба, и неплохим утеплителем. Особо это проявляется в районах с вырубленными хвойными лесами, где остро чувствуется недостаток строевой древесины. Но утилитарная функция не стала при этом самодовлеющей. Большое место в современном понятии роли обшивки продолжает занимать декоративность и в какой-то мере показатель материального благосостояния крестьянской семьи.
Однако этот вид крестьянского творчества незаслуженно выпал из поля зрения исследователей народной культуры. Из числа работ, затрагивающих его, можно назвать лишь указанную монографию С. Б. Рождественской.19) Такая ситуация возникла по одной только причине: из-за отрицательного отношения к нему искусствоведов и архитекторов.20) Не является обшивка видом народного искусства и у С. Б. Рождественской, хотя она, по ее мнению, и вбирает «в себя из окружающей внетрадиционной архитектурной среды то, что созвучно народной традиции».21)
Негативный подход исследователей к рассматриваемому вопросу можно принять только отчасти, а именно, по отношению к временному периоду XIX — начала XX в., когда обшивка только начинала свои робкие, зачастую неудачные попытки внедрения в крестьянскую среду. Впоследствии ситуация резко изменилась. Именно с 30-х, а особенно с 60-х гг. XX в. тесовая обшивка прочно вошла в крестьянский быт. Такое положение, на мой взгляд, сохранится до тех пор, пока будет вестись деревянное строительство. Дело в том, что народные мастера не просто заимствовали эту архитектурную деталь, а переработали ее, оставив только то, что выдержало проверку временем. Это и придает тесовой обшивке истинно народный облик. Думается, высказывание Г. К. Вагнера в защиту народности пропильной резьбы о том, что «следует преодолеть голос чисто личного вкуса»,22) вполне уместно употребить и в данном случае.
В настоящее время тесовая обшивка плоскостей стен, углов жилища, фронтонов, крылец, коридоров и веранд распространена на огромной территории.23) Зашивка тесом фронтонов (как и крылец, коридоров и веранд) не совсем соответствует понятию «обшивка дома», однако именно она послужила прототипом собственно обшивки. Массовое внедрение тесовой зашивки фронтонов произошло из-за нехватки строевого материала. Особенно остро ощущалась она вокруг Москвы и Петербурга, доказательством чему служат правительственные указы 1749 и 1758 гг., в которых предписывается заготавливать пиленый, а не топорный тес.24) Эти обстоятельства позволяют предполагать значительное распространение дощатых фронтонов в средней и северо-западной частях Европейской России уже во второй половине XVIII в. Наличие же больших запасов леса на русском Севере и в Сибири способствовало сохранению там самцово-слеговой конструкции крыш до самого недавнего времени. Другой, также очень важной причиной распространения тесовых фронтонов стало строительство лесопильных заводов и появление продольной пилы в деревне.
Кроме употребления теса при зашивке фронтонов первоначально чаще обшивались только торцы бревен, стены же — значительно реже.25) С. Б. Рождественская считает, что обшивка стен в крестьянском хозяйстве появилась только во второй половине XIX в.26) Эту дату можно удревнить по крайней мере на половину столетия. Имеются данные о том, что, например, в с. Грузино Новгородской губ. крестьянские дома уже в 1804 г. были обиты тесом.27) Сведения об обивке тесом домов в 40-х гг. XIX в. даются и по с. Палех Владимирской губ.28) А в более позднее время корреспонденты сообщают об обычности этого явления.29)
Рассмотрим материалы по тесовой обшивке крестьянских жилищ Волотовского района. Прежде всего, они свидетельствуют о том, что количество обшитых домов по трем периодам крайне неравномерно. В первом периоде их единицы, во втором количество несколько увеличивается, а на третий приходится большинство. Наряду с увеличением количества обшитых домов происходят изменения и в способах самой обшивки. Статистические данные об этом процессе получены на примере зашивки фронтонов, являющихся самой массовой (100%) зашитой тесом частью дома (табл. 2), сопоставимой по тенденции изменения с обшивкой стен дома.
Широкое использование мозаичной обшивки повлекло за собой изменение характера размещения украшений на жилище: в украшениях фронтона снизилась роль карниза, из него исчезли вторые доски подзоров, перешедшие частично в обшивку домов и редуцированные здесь в ряд вертикальных досок над окнами.
Большое распространение в настоящее время получила и раскраска домов. В Волотовском районе применяется только сплошная покраска в один, реже в два цвета. Более устойчивой является окраска окон — в белый цвет. В окраске дома предпочтение отдается голубым и зеленым цветам. Этот признак, как и обшивка тесом, является свидетельством роста материального благосостояния деревни в 1960—1980-е гг.
Очень малочисленную группу составляют изделия из просечного железа. Она представлена украшениями с зооморфными мотивами городского происхождения: в д. Горицы на крыше одного дома находится петух, в д. Раглицы (Волотовского с/с) — кот над трубой.
Подавляющее большинство домов Волотовского р-на украшалось мастерами своей или соседних деревень. Небольшое исключение составляла часть украшений первого хронологического периода, требующих высокой квалификации. Одни из них — пропильные украшения с растительным орнаментом — выполнялись уездными мастерами (Старорусского уезда). Другие — украшения с фоном, выполненные сверлением, рубкой и долблением, с геометрическим орнаментом — изготавливались мастерами из Псковской губ.
Суммируя сказанное, следует отметить, что в конце XIX — XX в. более половины жилищ Волотовского р-на Новгородской обл. имели декоративное убранство. Особенностью архитектурного декора рассматриваемого района являлась незначительная площадка украшаемой поверхности, а наиболее украшаемыми деталями жилища были приче лины, наличники окон и подзоры. Массовое применение тесовой обшивки и раскраски домов во второй половине XX в. привело к резкому увеличению украшаемой поверхности.
Исследование показало, что наиболее быстрыми темпами в рассматриваемый период изменялась техника украшений: долбление и резьба заменялись выпиливанием. В то же время сверление сохранило свои позиции. Другие стороны декоративного убранства жилища являлись устойчивыми и имели глубокие исторические корни. Сопоставление этнографических и археологических новгородских материалов выявило наличие несомненного сходства в форме украшений (преобладание плоского рельефа) и мотивах орнамента (главным образом геометрического). Такая преемственность обусловлена несколькими причинами. Важнейшей из них, по моему мнению, является сходство применяемого инструментария. Появление тесовой обшивки домов связано главным образом с подражанием городской каменной архитектуре. Ее прообразом является зашивка фронтонов домов досками, которая возникает после замены самцово-слеговой конструкции крыши на стропильную. С течением времени сельские мастера творчески переработали «казенный» стиль обшивки горизонтально расположенными досками, создав принципиально иную, народную трактовку этого элемента декора. В целом материалы исследования позволяют присоединиться к выводу о том, что народное декоративное убранство жилища, впитывая в себя все полюбившиеся элементы и отсеивая вместе с тем все чуждое ему, теснейшим образом связано с другими видами народного искусства. Оно является неразрывной частью этого искусства и всей культуры народа в целом.
25. семантика интерьера народного жилища+ 26ю мебель народного жилища
Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение — изба с русской печью. Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними, открытый посудный шкаф-блюдник, люлька и другие детали домашней обстановки имеют историю многих веков. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характернейшей чертой народного жилища.
Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое она воплощает в себе идею домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Выпушенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором как опоры для большого груза. Печной коник, отгораживающий шесток у печного столба, вытесывали топором в виде изгибов шеи коня (излюбленное языческое божество древних славян — белый конь Хорс).
Иногда у печи устраивался угол для стряпни, отделенный деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. Роспись носила либо геометрический характер (с ярко выраженными мотивами солнца), либо изображала цветочный орнамент. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета.
Неподвижные лавки обыкновенно устраивали вдоль стен всего помещения. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками-ножками. Такие ножки суживались к середине, где могло красоваться круглое выточенное яблочко. Если подставку делали плоской, выпиливая из толстой доски, то ее рисунок сохранял силуэт подобной же точеной ножки.
Переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было утверждено сиденье, называлась скамьей. Спинки могли перекидываться с одного края скамьи на противоположный. Такие скамьи с перекидной спинкой называли переметными, а саму спинку — перемет. Резьбой главным образом украшали спинки, которые делали глухими или же сквозными. Длина скамьи была несколько больше длины стола. Скамьи в горницах обычно покрывали специальной тканью — полавочником. Встречаются скамьи с одной боковиной — резной или расписной доской: боковина была опорой для подушки или ее использовали как прялку.
Стулья в крестьянском жилище распространились позже, в XIX в. В решении стула наиболее заметно отразилось влияние города. В народном искусстве преобладает устойчивая симметричная форма стула с квадратным дощатым сиденьем, квадратной сквозной спинкой и слегка выгнутыми ножками. Иногда стул украшали деревянной бахромой, иногда узорной спинкой. Стулья красили в два-три цвета, например в голубой и малиновый. Для стульев характерна некоторая жесткость, геометризм, что роднит их по форме со скамьей.
Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших тщательно обработанных досок без сучков. Подстолье решалось по-разному: в виде дощатых боковин с выемкой внизу, соединенных проножкой; в виде ножек, соединенных двумя проножками или кругом; с одним или двумя выдвижными ящиками. Иногда резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивающихся в своей нижней части резными перехватцами.
Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи — поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение.
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие — длиной до 2-х м и маленькие — 50—60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленый или красный) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.
Широко применяли в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, — воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части; одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим — входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил — полати, которые делали над входной дверью, между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах. Над лавками размещалась полка-надлавочник, которая находилась немного выше окон. Такие полки поддерживались кронштейнами фигурной формы.
С течением времени (XVIII—XIX вв.) в крестьянском жилище начинают появляться шкафы различных размеров и видов. Так, например, шкафы-поставцы состояли из двух частей; нижняя снабжалась полками с закрывающимися дверцами или выдвижными ящиками (два-пять) и имела откидную доску, которую использовали как крышку стола. В верхней меньшей части были расположены полки, закрываемые глухими или остекленными дверцами. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.
Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Встроенная кровать размещалась в углу, наглухо крепилась к стенам с двух сторон и имела одну спинку. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках.
Мебель русского крестьянского жилища характеризуется неподвижностью — это органичный элемент интерьера избы. Здесь главенствует горизонтальный ритм, который выявляется в горизонтали сидений лавок и скамеек, в плоскости полок и полатей и т. д. Объединяет интерьер и его оборудование единый материал (зачастую сохранялся естественный цвет древесины), приемы столярной обработки, характер декора.
Ведущей цветовой гаммой была золотисто-охристая с введением белого и красного цветов. Золотисто-охристые тона характерны для стен избы, деревянной мебели, посуды, утвари. Белыми были обрядовые полотенца, красный цвет небольшими пятнами использовался в одежде, полотенцах, в растениях на окнах, в росписях домашней утвари.
- 1. Основные понятия теории нхк
- 2. Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
- 3.Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
- 4. Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- 5.Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (к.-г.Юнг).
- 6.Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- 7. Структура народной художественной культуры
- 8.Функции нхк
- 9.Массовое, народное и популярное в культуре хх века
- 10. Фольклор как универсальный тип субкультуры
- 11. Фольклор и фольклоризм
- 12. Наивное (примитивное) искусство
- 13.Самодеятельное (любительское) художественное творчество (на примере музыкального любительства)
- 14. Самодеятельное художественное творчество в ссср. Официально санкционированные формы
- 15. Контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в ссср (на примере рок-культуры)
- 16.Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе м. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)
- 17. Творчество в русской религиозной философии (по работе н. А. Бердяева «Смысл творчества»)
- 18. Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье а. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)
- 19. Скоморошество на Руси
- 20. Театрализованные праздники: традиции и современность
- 21Художественное время в фольклоре (по работе д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
- 22. Художественное пространство в древнерусской литературе
- 21. Русский крестьянский дом
- 24.Декоративное убранство народного жилища
- 27 Кружево в народном жилище
- 28.Вышивка в народном творчестве
- 29 Лубок. Его возникновение и распространение
- 30. Кованое железо в нт
- 31 Народный костюм как одна из форм воплощения основ рнхт Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
- Ткани, цвет, орнамент
- Основные виды и формы костюма
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Средняя полоса России
- Западные земли
- Среднее Поволжье, Урал, Сибирь
- Российский север
- 34. Народная игрушка. Виды и ее местные особенности
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк
- 36. Музыкальные инструменты в рнхк
- 37. Сказка как феномен нхк
- 38. Календарно-обрядовая нхк
- 39. Семейно-обрядовая нхк