11. Фольклор и фольклоризм
(Окончание статьи В. Гусева в № 4)
Чтобы понять динамику фольклора как субкультуры недостаточно рассматривать любой его вид в произвольно избранном историческом отрезке. Желательно проследить его развитие в разные эпохи и рассмотреть его судьбу в наше время. Попытаемся это сделать на примере одного из характерных феноменов праздничной культуры, конкретно на примере весеннего праздника, известного многим народам под названием карнавала и типологически сходных праздников, получивших у разных народов другие названия.
Генетически связанный с архаическим аграрно-магическим обрядом, продуцирующим плодородие, карнавал у народов романской языковой семьи наследовал некоторые традиции древнеримских праздников (сатурналий и литурналий), но формировался у народов Европы и приобрел свои характерные черты в эпоху позднего Средневековья. В целом, являясь в эту эпоху символическим отражением смены времен года (переход от зимы к весне), карнавал приобрел амбивалентный смысл («смерть, чреватая жизнью», по М. Бахтину). Этим объясняется ряд обычаев, сопровождавших праздник — обильная ритуальная еда, знаки плодородия, облик персонажей. Центральный образ — чаще символическая фигура (чучело), реже — ряженый человек; образ наделен гротескной характеристикой (толстяк — обжора с гипертрофированными признаками мужского пола, либо старик и старуха, олицетворяющие зиму). Заметную роль в действиях играли шуты и различные типы ряженых. В празднике преобладали эротическая и фарсовая стихии. Этому способствовали буффонные сцены «рождения» Карнавала (или персонажа под иными именами), избрания «короля» праздника (ранее также — «короля шутов»), сцена суда над этим персонажем, его обличительные монологи, обращенные к «судьям», его «завещание» публике. Кульминацией праздника были: сцена победы Поста над страдательным персонажем при участии Смерти и Доктора, эпизод его «проводов» (казни, сжигания, потопления), часто пародийная сцена «похорон» по церковному обряду (с участием соответствующих клерикальных масок, «гробовщиков», хора).
Распространяясь во всех странах Западной Европы, а затем на Балканах, в Восточной Европе, в России, на Украине, в Белоруссии («масленица»), праздник вобрал много элементов местной дохристианской культуры, приобрел у каждого народа своеобразные этнические черты, утратил постепенно первоначальную ритуально-магическую функцию. Существенно изменилась природа смеха: он утратил магическую функцию и приобрел социально-бытовую направленность.
Последний этап в эволюции весеннего праздника протекает на наших глазах. «Возрождаясь» во многих странах (в Италии, например, с конца 1980-х гг.) не спонтанно, а усилиями организаторов, более или менее компетентных, карнавалы и типологически сходные формы у разных народов превратились в зрелища для современных городских жителей и иностранных туристов. В России также предпринимаются не всегда удачные попытки воспроизведения масленичных гуляний и увеселений. Ширится деятельность аутентичных фольклорно-этнографических ансамблей. Группы профессиональных фольклористов и студентов сами уже не стремятся придать своим выступлениям на открытом воздухе или на эстраде ритуально-магический смысл, а выполняют просветительски-эстетическую задачу ознакомления публики с подлинными фольклорными произведениями. Эти выступления привлекают многочисленных зрителей и слушателей, которые лишь в редких случаях (на площадях и улицах городов) вовлекаются в общее действо (в основном — дети). Иногда масленичный обряд или его фрагменты воспроизводятся на фольклорных фестивалях (не обязательно приуроченные к дням самой масленицы).
Таким образом, происходит преобразование описанного вида традиционного фольклора в специфический вид фольклоризма, ставшего вообще характерной формой современной субкультуры. Следует различать коммерческий фольклоризм как элемент «индустрии туризма», как явление современной массовой культуры и, с другой стороны — продуктивные формы подлинно творческого фольклоризма как органический процесс адаптации, трансформации и репродукции фольклора в культуре современного общества.
Тот процесс, который мы отметили на примере весеннего праздника, характерен в наше время и для других традиционных народных обрядов и праздников (за исключением, пожалуй, лишь рождественских святок) и вообще — для многих видов традиционного фольклора в целом. Проще всего было толковать это явление как регресс народной культуры, но, на наш взгляд, его объективно можно рассматривать как закономерную смену одного типа субкультуры другим типом субкультуры, создающей новые ценности.
- 1. Основные понятия теории нхк
- 2. Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
- 3.Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
- 4. Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- 5.Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (к.-г.Юнг).
- 6.Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- 7. Структура народной художественной культуры
- 8.Функции нхк
- 9.Массовое, народное и популярное в культуре хх века
- 10. Фольклор как универсальный тип субкультуры
- 11. Фольклор и фольклоризм
- 12. Наивное (примитивное) искусство
- 13.Самодеятельное (любительское) художественное творчество (на примере музыкального любительства)
- 14. Самодеятельное художественное творчество в ссср. Официально санкционированные формы
- 15. Контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в ссср (на примере рок-культуры)
- 16.Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе м. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)
- 17. Творчество в русской религиозной философии (по работе н. А. Бердяева «Смысл творчества»)
- 18. Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье а. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)
- 19. Скоморошество на Руси
- 20. Театрализованные праздники: традиции и современность
- 21Художественное время в фольклоре (по работе д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
- 22. Художественное пространство в древнерусской литературе
- 21. Русский крестьянский дом
- 24.Декоративное убранство народного жилища
- 27 Кружево в народном жилище
- 28.Вышивка в народном творчестве
- 29 Лубок. Его возникновение и распространение
- 30. Кованое железо в нт
- 31 Народный костюм как одна из форм воплощения основ рнхт Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
- Ткани, цвет, орнамент
- Основные виды и формы костюма
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Средняя полоса России
- Западные земли
- Среднее Поволжье, Урал, Сибирь
- Российский север
- 34. Народная игрушка. Виды и ее местные особенности
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк
- 36. Музыкальные инструменты в рнхк
- 37. Сказка как феномен нхк
- 38. Календарно-обрядовая нхк
- 39. Семейно-обрядовая нхк