8.Функции нхк
К основным функциям фольклора относят религиозно-мифологическую (1), ритуально-обрядовую (2), педагогическую (3), коммуникативно-информационную (4), художественно-эстетическую (5) и др.
1. Религиозно-мифологическая функция НХК состоит в том, что в ней воплощены мифологические представления представителей традиционной культуры об окружающем мире и человеке. Мифология как идейно-образная основа НХК представляет собой систему представлений, идеалов и норм, регулирующих все стороны жизни отдельного человека, семьи, традиционного общества в целом.
2. Мифологические представления материализуются, в частности, в системе обрядов и ритуалов календарного, годового цикла и обрядов перехода (родинных, инициационных, свадебных, похоронных). Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения.
3. Педагогическая (воспитательная) функция НХК. НХТ обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими идеалами и нормами поведения.
4-5. Информационно-коммуникативная и художественно-эстетическая функции НХК. Будучи носителем значительной информации различного содержания, НХК во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение. Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фатической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения – функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.
Художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и взаимодействии.
- 1. Основные понятия теории нхк
- 2. Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
- 3.Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
- 4. Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- 5.Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (к.-г.Юнг).
- 6.Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- 7. Структура народной художественной культуры
- 8.Функции нхк
- 9.Массовое, народное и популярное в культуре хх века
- 10. Фольклор как универсальный тип субкультуры
- 11. Фольклор и фольклоризм
- 12. Наивное (примитивное) искусство
- 13.Самодеятельное (любительское) художественное творчество (на примере музыкального любительства)
- 14. Самодеятельное художественное творчество в ссср. Официально санкционированные формы
- 15. Контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в ссср (на примере рок-культуры)
- 16.Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе м. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)
- 17. Творчество в русской религиозной философии (по работе н. А. Бердяева «Смысл творчества»)
- 18. Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье а. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)
- 19. Скоморошество на Руси
- 20. Театрализованные праздники: традиции и современность
- 21Художественное время в фольклоре (по работе д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
- 22. Художественное пространство в древнерусской литературе
- 21. Русский крестьянский дом
- 24.Декоративное убранство народного жилища
- 27 Кружево в народном жилище
- 28.Вышивка в народном творчестве
- 29 Лубок. Его возникновение и распространение
- 30. Кованое железо в нт
- 31 Народный костюм как одна из форм воплощения основ рнхт Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
- Ткани, цвет, орнамент
- Основные виды и формы костюма
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Средняя полоса России
- Западные земли
- Среднее Поволжье, Урал, Сибирь
- Российский север
- 34. Народная игрушка. Виды и ее местные особенности
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк
- 36. Музыкальные инструменты в рнхк
- 37. Сказка как феномен нхк
- 38. Календарно-обрядовая нхк
- 39. Семейно-обрядовая нхк