logo
Otvety_na_bilety_po_NKhT_s_1_po_39_krome_nekoto

2. Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей

Вопрос о содержании понятий «этнос», «народ», «нация» по-прежнему остается дискуссионным в науке. Для ответа на этот вопрос воспользуемся учебным пособием доктора социологии М. Б. Глотова. Он отмечает, что

Этносу, нации и народу как историческим и социальным общностям людей предшествовали фратии и племена

Фратии возникают в связи с введением табу на брачно-поло-вые отношения между родственниками и необходимостью уста­новления отношений между родами. Основу объединения во фра­тию составляют семейно-брачные отношения Фратии не были хозяйственными объединениями, так как каждый род занимался своим видом хозяйственной деятельности и самостоятельно управ­лял своим хозяйством. Отношения между входившими во фратию родами ограничивались обменом продуктами труда и защитой об­щей территории. Общими для фратии могли быть обычаи и рели­гиозный культ. Фратии явились переходной формой от рода к ис­торическому объединению родов в племя.

Племя представляет собой совокупность родов, связанных общностью хозяйственной деятельности, единством культурных традиций и религиозных представлений, наличием единого органа самоуправления. Племя возникло на основе объединения родов. Археологически возникновение племен фиксируется в мезолите. Объединяющей основой племени выступал коллективный труд. Во главе племени стоял вождь или совет, в который входили главы и старейшие представители объединенных родов. Высшая власть принадлежала вождю племени, который в большинстве случаев являлся военным предводителем или главным священнослужи­телем.

Для племени характерен общий вид хозяйственной деятель­ности, который определял его материальную базу. Основные виды хозяйственной деятельности племен: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Большинство племен вело ко­чевой образ жизни, покидая свою территорию тогда, когда на ней истощалось плодородие земли, недоставало корма для скота, резко сокращалась численность промысловых животных. Для защиты от внешних врагов и взаимного сотрудничества некоторые племена объединялись в союзы.

В настоящее время племена продолжают существовать на всех населенных континентах. Некоторые племена живут обособленно в естественных условиях, заняты традиционным видом коллектив­ной деятельности, сохраняя прежние обычаи, обряды и верования. Другие племена адаптировались к современным условиям циви­лизации, не теряя при этом своей самобытности Ряд племен,например, индейские племена в США и африканские в ЮАР, были вынуждены жить в резервациях, подвергаясь дискриминации. В России с давних пор сохранилось как кочующее племя цыган, хотя чйЬть из них ведет уже давно оседлый образ жизни. В Румы­нии на президентских выборах 2004 года почти полмиллиона цыган были лишены избирательного права, так как они не имели регистрации по месту жительства.

Закрепление племени на определенной территории и переход к оседлому образу жизни служил основой появление такого истори­ческого объединения людей, как этнос.

Этнос — исторически возникающее на определенной территории социальное объедине­ние людей на основе общности материальной культуры, языка, ми­ровоззрения и традиций. Если отличительным признаком племени является вид хозяйственной деятельности, то отличительный при­знак этноса — тип культуры, проявляющийся в одежде и предме­тах быта, в языке, обычаях и обрядах, в искусстве и верованиях

Разновидностями этноса в дальнейшем становятся:

нация, на­родность, диаспора, землячество, приобретая в последствии форму социальных групп. В русском языке для обозначения этнической принадлежности используют термин «национальность». В боль­шинстве многонациональных государств национальность, как пра­вило, обозначает и гражданство. Например, некоторые граждане США могут сказать, что их национальность — американец, а этничность — китаец.

Очевидно, исходя из этого, A.M. Яковлев заявляет: нация — «понятие государственное, политическое», а национальность — понятие этническое13. Правомерность такого заявления вызывает сомнение потому, что понятием политическим и государственным является «гражданство», а не «нация». Истории не известна такая этническая общность как «римляне», зато заметный след в ней оставила политическая общность — граждане Рима. В России рус­ские этническая общность, а россияне — государственная. В политической жизни бывают и такие казусы, как, например, жи­телей Германии называют немцами, хотя не было этнической общ-ности «немцы», а был союз германских племен. Неизвестна и такая этническая общность, как «нидерландцы», а граждан Нидерландов называют голландцами, как и жителей Северной и Южной Голлан­дии - провинций Нидерландов. Поэтому правомернее было бы считать, что «нация» — понятие этническое, а «национальность» понятие гражданское.

Народ - историческое изменяющееся объединение этносов, которые проживают на закрепленной за ними территорией, имеют единые социально-экономический уклад и политической устро­йство, общую судьбу исторического развития, общие традиции и язык общения.

Переход к оседлому образу жизни и закрепление племени или союза племен на определенной территории послужили предпосыл­кой возникновения народа как исторического объединения. Более сильные экономически и могущественнее в военном плане племе­на захватывали чужие территории, утверждая на них свое госу­дарственное устройство, навязывая покоренным племенам свой язык, свои обычаи и свой религиозный культ.

Исторически процесс образования народов был обусловлен усилением связей между племенами. Так, древнерусский народ первоначально сформировался на основе объединения славянских племен. Язык общения и обычаи более многочисленного племени, как правило, становились всеобщими. Языки общения других пле­мен либо сохранялись как диалекты, либо исчезали. С образовани­ем национальных государств титульный народ становился нацией, а те этнические общности, которые компактно проживали на тер­ритории данного государства, но сохранили свою самобытную культуру и свой язык общения, получали статус народности.

В Новое время большинство случаев образования современных исторических социальных объединений происходило посредством формирования общего государства для нескольких народов, как, например, в Соединенном Королевстве Великобритании и Север­ной Ирландии британцы - это англичане, шотландцы, уэльсцы, ирландцы; в королевстве Испании испанцы — это кастильцы, ка-талонцы, баски, талисийцы; в Швейцарской конфедерации швей­царцы — немцы, французы, итальянцы.

Особым образом происходило формирование таких полиэтни­ческих исторических социальных объединений, как американский народ, российский народ и советский народ. В некоторых случаях народы приобретали статус исторического социального объедине­ния в результате освобождения от колониальной зависимости или распада государства, как это произошло, например, после распада СССР, когда на основе бывшей исторической общности — совет­ский народ появилось новое социальное объединение - россий­ский народ. Российский народ объединяет все нации, народности и диаспоры, проживающие в настоящее время на территорииРоссийской Федерации, наследуя исторически сложившиеся тра­диции и храня память об исторической судьбе своей Родины со времен Киевской Руси.

(Глотов М. Б. Структурный анализ общества. СПб.: Гос. полярная академия, 2009. 109 с.)