Среднее Поволжье, Урал, Сибирь
Русские костюмы этого региона сохранились в основном в городском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В мужском костюме поверх рубахи появляются жилеты. Таким мы видим костюм на картинах Кустодиева — его знаменитых «Ярмарках». В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.
Шубка
Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была «душегрея», отороченная мехом.
Повойники
С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.
Уральский костюм
Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.
Семипалатинский костюм
- 1. Основные понятия теории нхк
- 2. Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
- 3.Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
- 4. Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- 5.Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (к.-г.Юнг).
- 6.Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- 7. Структура народной художественной культуры
- 8.Функции нхк
- 9.Массовое, народное и популярное в культуре хх века
- 10. Фольклор как универсальный тип субкультуры
- 11. Фольклор и фольклоризм
- 12. Наивное (примитивное) искусство
- 13.Самодеятельное (любительское) художественное творчество (на примере музыкального любительства)
- 14. Самодеятельное художественное творчество в ссср. Официально санкционированные формы
- 15. Контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в ссср (на примере рок-культуры)
- 16.Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе м. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)
- 17. Творчество в русской религиозной философии (по работе н. А. Бердяева «Смысл творчества»)
- 18. Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье а. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)
- 19. Скоморошество на Руси
- 20. Театрализованные праздники: традиции и современность
- 21Художественное время в фольклоре (по работе д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
- 22. Художественное пространство в древнерусской литературе
- 21. Русский крестьянский дом
- 24.Декоративное убранство народного жилища
- 27 Кружево в народном жилище
- 28.Вышивка в народном творчестве
- 29 Лубок. Его возникновение и распространение
- 30. Кованое железо в нт
- 31 Народный костюм как одна из форм воплощения основ рнхт Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
- Ткани, цвет, орнамент
- Основные виды и формы костюма
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Средняя полоса России
- Западные земли
- Среднее Поволжье, Урал, Сибирь
- Российский север
- 34. Народная игрушка. Виды и ее местные особенности
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк
- 36. Музыкальные инструменты в рнхк
- 37. Сказка как феномен нхк
- 38. Календарно-обрядовая нхк
- 39. Семейно-обрядовая нхк