41. Творчество Донателло и Вероккио.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386-1466гг), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Он работал в Риме, Сиене, Флоренции, Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелёк с деньгами у дверей своей мастерской и его друзья и ученики брали из кошелка столько, сколько им было нужно. С одной стороны он жаждал жизненности, с другой он придавал статуям героизм. Эти качества были в ранних работах – статуи святых для церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Особенно известен «Святой Георгий»(1416г) – юноша-воин с щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд. В статуях пророков подчёркивал характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но естественные. Пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
В 1430г. Донателло создал Давида – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. После поездки в Рим с Брунеллески он обогатился новыми образами и приёмами, в которых сказывалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти – нечто вроде античных амуров. Это излюбленный мотив в Возрождении, распространившийся затем в искусстве в 17-18 веках.
Почти 10 лет Донателло работал в Падуе. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450г огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. В конце 16 века алтарь был разобран. Трудно сейчас представить каким он был.
Ещё он выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой кошкой). Это один из первых ренессансных конных монументов. 8м-высота.
В последние годы во Флоренции Донателло переживал душевный кризис. Образы стали драматичней. Он создал сложную и выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456-1457г); статую «Мария Магдалина»(1454-1455гг) в виде дряхлой старухи.
Андреа Верроккьо.
Андреа дель Верроккьо (1435-1488г) – один из крупнейших скульпторов Возрождения. В своём творчестве он создал утончённый аристократизм и реалистические искания. Менее известен Андреа Верроккьо как живописец. Из произведений скульптуры у Верроккьо наиболее знаменитая статуя «Давид» и конный монумент из бронзы кондотьера Бартоломео Коллеони.
Ещё есть статуя «Девушка с цветком» 1475-1480г
У Верроккьо был ученики – Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли.
В картине Андреа Верроккьо «Крещение Христа» фигура одухотворённого белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо.
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.