Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
Народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем местную культурную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Принципами творчества в рамках народно-художественных промыслов являются варьирование художественного образа, преемственность мастерства, регулируемая законом традиции. В процессе развития народно-художественных промыслов отрабатываются технические способы и художественные приемы обработки материала, образная система художественного языка.
Становление и развитие народных художественных промыслов. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и др.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и др.
Художественное ремесло — культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и др.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне ее культуры.
В Древнем Киеве было известно 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам.
Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие.
На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей.
Народно-художественные промыслы существовали со времен Киевской Руси и развивались на базе домашнего художественного ремесла под влиянием культурных традиций русских городов и торговых отношений. Расцвет народно-художественных промыслов относится ко второй половине XVII в. (изразцовое производство, резьба и росписи по дереву, плетение кружев, ткачество, гончарство, ювелирное дело и др.). Народные промыслы, основанные на ручном труде, неоднородны: мелкие и крупные; монастырские, городские, сельские, сочетающиеся с трудом земледельца. Рост производительных сил с начала XVIII в. приводит к возникновению мануфактур, затем к развитию народно-художественных промыслов в рамках фабричной промышленности, постепенно поглощающей мелкие промыслы. Со второй половины XIX в., в результате капиталистической конкуренции, подрывается экономическая основа народно-художественных промыслов, в результате их офабричивания, дробления производственных операций, снижается творческое начало, качественный уровень изделий.
После Октябрьской революции были приняты меры, направленные на возрождение народно-художественных промыслов, что было одной из первоочередных задач культурной политики. В 1917—19 гг. воссозданные народно-художественные промыслы были организованы на базе артелей. К 1930-м гг. объем их художественной продукции значительно возрос. Сохраняя структуру артели, в дальнейшем они развивались в рамках промысловой кооперации, а в 1965 г. вошли в систему местной промышленности. Однако промышленная система, не соответствующая творческой структуре народно-художественных промыслов, сковывала их художественное развитие.
Литература:
1. Каргин, А.С. Народно декоративно-прикладное искусство // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 202-235.
2. Клиентов, А. Народные промыслы / А. Клиентов. — Москва : Искусство, 2002. — 142 с.
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции : народная кукла / И.Н. Котова. — Санкт-Петербург : Паритет, 2003. — 240 с.
4. Народное декоративно-прикладное творчество // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 263-306.
5. Соболев, Н.Н. Русская народная резьба по дереву / Н.Н. Соболев. — Москва : Сварог и К., 2000. – 478 с.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: