logo search
СКД

Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.

Современное любительское художественное творчество его роль в национальной культуре. Сохранение искусства народных мастеров в декоративно-прикладном творчестве, ремеслах. Место любительского направления в художественной самодеятельности. «Бардовская» песня, как вид любительского музыкально-поэтического творчества. Использование фольклора и других форм любительского художественного творчества в деятельности Дворцов культуры, Домов народного творчества, национальных культур и пр.

Любительское художественное творчество. Вопрос об этом термине привлек к себе внимание исследователей в 80-е гг. ХХ в. Некоторые авторы стали доказывать неправомерность термина «художественная самодеятельность» и предлагают заменить его на «любительское творчество». Ю.М. Куликов считает, что нежелание разобраться в сущности народного художественного творчества привело к появлению нечеткого понятия «художественная самодеятельность». Этот термин был введен по линии советского культпросвета, и только в том смысле имеет право на существование. А по существу, он не раскрывает всего богатства и многоплановости явления. Более подходит термин «любительское творчество», которое нужно ввести вместо «художественная самодеятельность». Художественные коллективы Домов и Дворцов культуры, Центров досуговой деятельности, Национально-культурных центров состоят из исполнителей-любителей, а не профессионалов.

Вопрос, ясность которого в обыденном представлении не вызывает никаких сомнений, породил серьезные теоретические разногласия, сохраняющиеся до последнего времени.

Все народное художественное творчество является массовым по своим движущим силам, любительским по мотивам, самодеятельным по характеру, национальным по формам, интернациональным по содержанию.

Эти основные родовые свойства народного художественного творчества имеют конкретно-исторический характер. В строгом смысле понятия «самодеятельное художественное творчество», «народное творчество» или «любительское творчество» не несут информации о форме творчества. Они указывают на его родовые свойства. Под понятием «художественная самодеятельность» имеется в виду не все народное творчество, а только часть его, которая имеет устойчивые специфические очертания.

Литература:

1. Каргин А.С. Любительская природа народного художественного творчества // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 156-162.

2.. Новиков, В.С. Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 132 с.