33. Дадаизми сюрреализм в изобразительном искусстве: эстетические принципы, живописные техники.
В феврале 1916 г. в Цюрихе, в Швейцарии, во время первой мировой войны, в среде эмигрантов-художников образовался дадаизм. Основатель течения румынский поэт Тристан Тзара писал, что слово Дада на языке племени Кару обозначало хвост священной коровы, но главное – Дада – это бессмысленный детский лепет. Именно бессмыслица стала камнем, на котором было возведено недолгое здание дадаизма. До 1920 г. дадаисты жили в Швейцарии, с 1920 – в Париже. Здесь их поддерживали Пабло Пикассо, интересовался дадаизмом Кандинский, французские поэты Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон. Примкнули к дадаизму и приехавшие из США художники, среди них Марсель Дюшан, выставивший в 1914 г. сушилку для бутылок. В Германии дадаизм основали Георг Гросс - в Кельне, Макс Эрнст - в Ганновере.
На выставках появлялись коллажи, где куски газет и фотографий наклеивались на холст. В ход шли куски мочала, веревки, пуговицы, битое стекло, проволока, выставлялись самые обыденные предметы быта. Вершиной данной линии развития стало экспонирование в 1917 г. на выставке в Нью-Йорке писсуара, который выставил все тот же Марсель Дюшан. Вместо музыки дадаисты били в ящики и банки, вместо стихотворений страшными голосами выкрикивали хаотический набор слов. Слова были такими: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». В результате озверевшая публика свистела, вопила, забрасывала дадаистов яйцами, в Париже в 1920г в дело пошли жареные бифштексы. Скандалы нередко заканчивались драками и вмешательством полиции. На выставку 1920 г. в Кельне надо было пройти через мужскую уборную; в центре очень большого помещения стояла девочка и читала непристойные стихи, в углу Бааргельд выставил аквариум с маслянистыми красными разводами на дне, на котором помещался будильник и плавал женский локон. Другие экспонаты были такими же. Кончилось тем, что завсегдатаи кафе, изрядно нагрузившись пивом, разбили аквариум, разрушили другие предметы. Появилась полиция. Это был настоящий триумф дадаизма.
Главной социальной причиной, породившей дадаизм была чудовищная бойня первой мировой войны. Дадаизм стал своеобразным ответом на бесчеловечность войны, разрушившей все основы современного мира. Рационализм и логику дадаисты считали одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая фундаментальные структуры европейской цивилизации – структуры мысли и языка. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т.е. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков. Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «шумовой» поэзии: не заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы; такая поэзия включала крики, игру на фортепиано, свист и удары литавр.
Напуганные окружающей их действительностью, дадаисты пришли к отрицанию всякой разумной действительности. Предметы вещного мира в их работах потеряли все, кроме своего жесткого скелета, в этом смысл сушилки для бутылок, выставленной Марселем Дюшаном. Анархисты по мировосприятию, дадаисты выступили и против великого искусства прошлого, призывали уничтожать музеи, в Париже требовали разрушить Лувр. Дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства, в котором справедливо видели высший смысл европейской цивилизации.
«РЕДИ МЕЙД».
Реди мейд – наиболее развитая форма современного искусства, обозначает готовое изделие. Это выставление самых обычных, часто бытовых предметов, некоторые из которых кажутся только что сошедшими с магазинного прилавка. Другие скомбинированы самым необычным образом. Велосипедное колесо, укрепленное на табуретке - 1914г. работа Марселя Дюшана.
Металлическая клетка, заполненная мраморными кубиками, имитирующими пиленый сахар, с воткнутым в нее термометром. 1921 г - Марсель Дюшан.
« Итак, живопись кончилась. Кто может сделать лучше, чем сделан этот винт? Скажи, ты можешь так сделать?» – спрашивал Дюшан. Задачей подобного искусства было утверждение бессмысленности существования, отказ от отражения реальной жизни, «создание новой реальности». Дадаизму присущи черты анархизма, воинственности, циничности. К 1922 г. дадаизм себя исчерпал. В недрах дадаизма уже возникал сюрреализм.
Сюрреализм
Это слово происходит от французского сюрреалите, то есть искусство «сверхъестественного», «сверхреального». Сюрреализм возник на почве литературы в недрах дадаизма и постепенно поглотил его. На теорию сюрреализма значительное влияние оказала философия интуитивизма Анри Бергсона, утверждавшего, что разум бессилен постичь действительность, что логическое мышление себя изжило, и только интуиция способна проникнуть в суть явлений. Художник сам творит действительность, и тем самым он значительно от нее оторван. Наибольшее влияние на теорию сюрреализма оказалоучение Зигмунда Фрейда. Главное, что извлекли сюрреалисты из фрейдизма – то, что человеком управляет не разум, а вечные, непознаваемые иррациональные силы: инстинкты, влечения. Инстинкты половой, самосохранения, разрушения и смерти – двигатели человеческой жизни, по Фрейду.. Искусство и сновидения – именно те области, где бессознательное проявляется с особой силой.
Глава сюрреализма – французский поэт и психиатр Андре Бретон утверждал, что искусство сюрреализма есть автоматическая попытка выразить движение мысли вне всякого контроля со стороны разума, морали. Сон или бредовая галлюцинация – вот способ прорваться в глубины подсознательного.
Сюрреалистам было близко творчество Антонио Гауди, Марка Шагала, итальянского поэта и живописца Джорджо ди Кирико.
Первая выставка сюрреалистов в Париже в 1925 г. объединила целый ряд художников: Макс Эрнст, Пабло Пикассо, Пауль Клее, Андре Массон, Хуан Миро, позже к ним примкнули Марсель Дюшан, Ив Танги.
Джорджо де Кирико (1888–1978)
Итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи.. Между 1908 и 1917 де Кирико создал свои самые значительные произведения – серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов. Даже названия этих работ, такие, как "Ностальгия по бесконечности" (1913) и "Меланхолия улицы"(1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. По словам его основателя и идеолога Андре Бретона, только произведения де Кирико дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи.
Ив Танги (1900-1955)
Он использовал в своей живописи формы амеб, морских и земноводных животных, плавные линии и очертания дыма и облаков, пульсаций в воде и дрожащий свет. Одна из первых выдающихся работ Танги "Мама, папа ранен!"(1927, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Название этой работы очень эмоционально и мотивом ее создания послужила действительная история психиатрической болезни. "Непостижимый объект справа возможно представляет отца, испускающего, подобно некоторым раненым морским тварям, серое облако; мать представляется зеленой фигурой, и в центре подвижный младенец - в образе фасолевого объекта", - писал один из исследователей.
Рене Магритт (1898 – 1967)
Бельгийский художник. Ранние работы Магритта были выполнены в в стиле кубизма и футуризма под влиянием Фернана Леже.
Знакомство с живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов. В 1925-1926 Магритт написал "Оазис" и "Затерянного жокея" - свои первые сюрреалистические картины. В 1927-1930 Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром.
В картинах художника постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности ("Компаньоны страха", 1942; "Объяснение", 1954; "Букет слез", 1948). Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами ("Империя света", 1954). Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью он активно использовал в своих полотнах символы зеркал, глаз, окон ("Фальшивое зеркало", 1935; "Ключ к пространству", 1936; "Прекрасный мир", 1962).
В 1930 г. произошел раскол в среде поэтов и художников, близких сюрреализму. Луи Арагон и Поль Элюар отошли от течения, и началось их сближение с коммунистами, уехал в борющуюся Испанию в 1936 г. Тристан Тзара – вождь дадаизма. В это время и взошла звезда Сальвадора Дали.
Сальвадор Дали (1904 —1989)
Дали объединил в своем творчестве точный, почти классицистический салонный рисунок, пошловатую цветную фотографию, классическую форму предмета. Все это должно создать иллюзию точности тех бредовых видений, которые рисует Дали, параноических галлюцинаций. Дали внес в пассивный сюрреализм яростную энергию, агрессивность своих параноидальных образов. Образы Дали вызывают у зрителя чувство страха, гнетущей противоестественности, возмущения, брезгливости. Дали признавался: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам их не понимаю». При этом Дали утверждал, что они полны глубокого, сложного смысла
Следуя общей тенденции сюрреализма, Дали то и дело пытался ниспровергнуть произведения классического прошлого. Такова его Монна Лиза с пририсованными усами. Дали видоизменяет Венеру Милосскую так, что грудь, живот, колено богини представляют выдвинутые ящики шкафа с ручками в виде расплющенных присосков.
Своеобразен и «реди мейд» в творчестве Дали. В США, работая по оформлению рекламы, Дали выставил самую обычную ванну, густо покрытую длинными черными волосами, но поссорился с директором магазина, разбил витрину и выпрыгнул со всем содержимым на проходящую публику. Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» 1944, — своеобразная иллюстрация к фрейдизму. Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» 1947 и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.
В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»).
Дали понял, что для художника нового века скандал, эпатаж, постоянное присутствие на страницах газет и журналов, появление в телевизионных передачах – обязательная составляющая биографии.
- Хх век в истории мировой культуры: основные проблемы и идеи, их отражение в искусстве.
- Культура и искусство рубежа XIX-XX вв. Символизм как ведущее направление в художественной культуре эпохи.
- Сложение символизма в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро.
- 4. Одилон Редон - концепция суггестивного искусства. Символический гротеск в творчестве д. Энсора.
- Художники группы «Наби».
- 6. Символизм в живописи Германии и Австрии. Образ женщины в произведениях г. Климта.
- 7. Эстетические принципы модерна.
- 15.Своеобразие Петербургского модерна. Провинциальный модерн.
- 16. Символизм в творчестве м. Врубеля. Живописное новаторство художника.
- 17. Своеобразие живописного метода в. Борисова - Мусатова.
- 18. Художественное объединение «Голубая роза».
- 19. Творчество к. Петрова-Водкина. Живописно-композиционная система художника.
- 21. Творчество м.В. Нестерова. Ранние жанровые и историко-бытовые произведения. Религиозная тематика. Портретное творчество.
- Биография
- 22. Импрессионизм в Русской живописи.
- 23. Традиции и новаторство в творчестве в. Серова. Портретная живопись, пейзаж, жанровая живопись. Графика художника.
- 24.Художники «Мира искусства»: своеобразие исторической тематики, образ современного города, театрально-декорационная деятельность, журнальная графика.
- 25. Неопримитивизм в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- 26.Теория и практика абстрактного искусства в. Кандинского
- 27. Философско-эстетические основы творчества к. Малевича.
- 28.Художественный мир м. Шагала.
- 32. Экспрессионизм
- 1. Эрнст Кирхнер. «Красная башня в галле».
- 2. Эрих Хеккель. "Мельница".
- 3. Карл Шмидт-Роттлуфф, "Натюрморт с горшком крокуса".
- 4. Эмиль Нольде. "Возбужденные люди".
- 5. Василий Кандинский, "Композиция".
- 6. Эдвард Мунк, "Волна".
- 32. Абстракционизм в искусстве Европы и Америки. Итальянский футуризм.
- 33. Дадаизми сюрреализм в изобразительном искусстве: эстетические принципы, живописные техники.
- 31 Билет
- 4. Творчество Жоржа Брака.
- 43 Эстетические принципы соцреализма. «Сталинский классицизм» в архитектуре. Скульптура 30-50-х годов.
- 44. Система видов и жанров в официальном изобразительном искусстве 30-50-х годов. Тоже самое что 43
- 45 Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве.
- 46. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов.
- 47. Судьба и творчество в. Попкова.
- 48. Человек и время в искусстве художников 70-х годов (д. Шаховский. Д. Митлянский, н. Нестерова, т. Назаренко и др.)
- 49. Неофициальное изобразительное искусство 60-80-х годов (андерграунд).
- 50. Постмодернизм в западной архитектуре, живописи, дизайне.