1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Учебно-творческая работа в коллективе начинается с планирования.
Планы: годовой, квартальный, месячный, поурочный, план построения открытого урока.
Годовой план коллектива художественной самодеятельности состоит из следующих разделов:
1. Учебно-творческая работа.
2. Воспитательная работа.
3. Работа над репертуаром.
4. Концертная деятельность.
5. Участие в культурно-массовых мероприятиях.
При составлении годового плана учитывается.
а) возрастные особенности, которые служат подспорьем для навыков;
б) планирование, делится на 2-Згода в коллективах художественной самодеятельности.
Квартальный план - это план на 3 месяца, в котором конкретно ставятся задачи, определенный график изучения материала.
Месячный план - это план на месяц, в котором ставятся и определяются не только понятия, но конкретные цели, задачи по изучению каждого элемента.
Поурочный план - это план на каждый урок. Он определяет цели и задачи каждого урока и является его кратким конспектом. В поурочный план входят задачи и цели урока подготовительная, основная и заключительная часть.
План урока 0-го класса хореографии (студии).
(дети 5-6 лет, подготовительная группа)
1. Вход в класс. (Марш. Перестроения).
2. Поклон.
3. Середина. Аэробный комплекс.
4. Комбинация на прыжки.
5. Комбинация на восстановления дыхания.
6. Партер. Растяжки.
7. Танцевальные этюды (4-6)
8. Диагональ. Перестроение.
9. Поклон.
10. Уход из класса (Марш).
Рекомендуемая музыка на марш: «Вместе весело шагать», «Веселый ветер», (Дунаевский).
Учет учебно-творческой и воспитательной работы ведется в журнале учета. Журнал является основным документом учета всей работы коллектива. Журнал ведется лично руководителем коллектива, заполняется регулярно на. каждом занятии. Журнал хранится в отделе художественной самодеятельности, как документ строгой отчетности. Содержание журнала:
1. Список участников коллектива.
2. Перспективный план работы.
3. Учет посещаемости занятий.
4. План учебно-творческой и воспитательной работы коллектива.
5. Отзыв проверяющих работу коллектива.
6. Отчет о работе коллектива за год.
Воспитательная работа в коллективе.
Методика воспитательной работы не может быть единой для всех коллективов художественной самодеятельности, так как коллективы отличаются друг от друга творческими направлениями, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем участников. И наряду с общими положениями специфика конкретного коллектива определяет формы и программу его работы.
Воспитание в самодеятельном коллективе направлено на два объекта: на зрителей и участников. При этом в процессе выступления перед зрителями сами участники становятся воспитателями. Остановимся на трех основных положениях, развитию которых способствует участие в коллективе художественной самодеятельности - нравственном, эстетическом и художественном.
Основной - задачей нравственного воспитания в самодеятельном коллективе является формирование норм и правил поведения участников коллектива, развития у них чувства коллективизма, и товарищеской взаимопомощи, честности, любви - к искусству, которая оказывает особенно глубокое воздействие на личность в том случае, когда сам непосредственно участвуешь в творческом процессе создания и воспроизведения художественного образа.
Эстетическое воспитание - средство познания прекрасного в окружающем мире. Оно предполагает целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитию ее способностей к эстетическому восприятию действительности. Одним из наиболее действенных средств эстетического воспитания в коллективе является изучение независимо от жанра лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства, способных привить хороший вкус, умение понимать музыку, формировать эстетические чувства, раскрывающие реальную красоту действительности.
Художественное воспитание неразрывно связано с эстетическим и является его составной частью. Основным средством художественного воспитания в самодеятельном коллективе является общение с произведениями искусства различных жанров, процесс восприятия которых в каждом коллективе протекает по-разному, так как определенные эстетические взгляды есть у каждого взрослого человека./ одних они возникают стихийно, у других сложились на основе приобретенных знаний и навыков.
Методы воспитательной работы.
Одним из методов воспитания является метод внушения, с помощью которого руководитель старается передать исполнителям отношение к художественному произведению, а так же свое мнение, оценку, настроение.
Руководитель, работая над постановкой или фрагментом какого-либо произведения, должен стремиться передать не только свое отношение к произведению, но и путем внушения подключить участников к активному переживанию.
В практике работы широко применяется метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что здесь руководитель воздействует на сознание и мышление человека, адресуется к его разуму и обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе надо исполнять тот или иной номер.
Эффективность метода убеждения может быть при наличии уверенности руководителя в том, что он доказывает своим воспитанникам. Сам же процесс должен строиться с учетом воспитательного и познавательного опыта участников. В ходе убеждения необходимо сочетать изложение и показ материала с выводами и оценками.
Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и закрепить достижения участников коллектива. Он способствует установлению правильных взаимоотношений в коллективе, поддерживает необходимый психологический климат. Обращаясь к методу поощрения, рекомендуется соблюдать определенные правила.
Вот некоторые из них:
- оценивать действия, на которые затрачены силы или усилия независимо от способностей участников;
- подбадривать тех, кто не всегда достигает успеха при затрате определенных усилий;
- не поощрять одних и тех же (это разобщает коллектив).
Важно, чтобы поощрение выражалось публично.
Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри и вне коллективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь и форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения. Эти методы эффективны только в том случае, если имеют воспитательную направленность, применяются объективно и справедливо.
Прибегая к методу наказания, руководитель должен соблюдать следующие правила:
- наказание должно осознаваться, как необходимая, мера;
- наказание - это не средство разрядки плохого настроения руководителя, в состоянии раздражения наказывать не следует.
- предварительно должно быть все известно о поступке и наказание нельзя задерживать.
- наказание по подозрению недопустимо.
Все эти методы должны использоваться в сочетании.
Коллективный разбор произведения, поездка с выступлениями за пределы города, села, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т.д. В таких моментах методы воспитания используются в различных сочетаниях, и руководителю надо владеть ими свободно, каждый раз по разному в зависимости от конкретной ситуации. Руководитель должен предпринимать все возможное, чтобы нравственная атмосфера была здоровой, дружественной, чтобы процесс творчества радовал людей, приносил удовлетворение.
Большое значение в учебно-творческой работе коллектива играет репертуар.
Репертуар - это своеобразный план, который является в коллективе результатом работы, по которому судят о состоянии коллектива, и выливается в концертное выступление. Вся учебная работа в самодеятельном коллективе строится инаправлена на достижение конкретной цели - формирования репертуара.
Принципы формирования репертуара.
1. С учетом профиля типа коллектива.
Коллективы классического, народного, эстрадного, бального танцев. В репертуар всех коллективов, кроме народного, может входить классический танец в обработке.
Коллектив бального танца, его репертуар: программные танцы европейские и латиноамериканские.
Эстрадный коллектив работает на основе современной ритмики и пластики, может использовать. классику.
Источники репертуара.
1. Местный фольклорный репертуар.
2. Можно использовать материал профессиональных коллективов. На самодеятельную сцену выносятся в упрощенном виде.
3. Используются собственные постановки руководителя, а так же разводки по записи.
При формировании репертуара необходимо учитывать организационный принцип, т. е. сочетание репертуара с общим планом мероприятий Дома Культуры.
Репертуар должен сочетаться с общей направленностью коллектива. Помогать созданию его творческого лица. Предполагать возможность творческого роста. Подчеркивать его индивидуальность.
Особые требования к репертуару.
1. Коллектив должен брать к работе значимые высокохудожественные произведения.
2. Разноплановость, постепенное усложнение содержания и формы.
3. Репертуар должен подбираться с учетом .пожеланий и запросов участников коллектива и с учетом их индивидуальных особенностей.
4. В репертуаре коллектива должны присутствовать произведения классиков и современных авторов.
Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им нравственной направленности. Решение этой задачи во многом связана именно с репертуаром, с теми художественными произведениями вокруг которых строится работа самодеятельного коллектива.
- Введение
- 1. Народное художественное творчество - как основа художественной культуры общества.
- 1.2. Основные виды народного художественного творчества. Народное песенное творчество.
- Народный танец.
- Народный театр.
- Инструментально-музыкальное творчество
- 1.3 Этапы развития народного художественного творчества.
- Фольклор, как явление народного художественного творчества.
- Городской «примитив» как явление народного художественного творчества.
- Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества.
- Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.
- 1.4 Народное художественное творчество в праздниках русского народа.
- Рождество
- Масленица
- Праздник Ивана Купала
- Ильин день.
- 1.5 Система государственного организационно-методического руководства самодеятельным художественным творчеством.
- 1.6Основные методы изучения народного художественного творчества
- 1.7 Организационно-правовые основы создания и деятельности самодеятельных коллективов.
- 1.8 Методика создания коллективов художественной самодеятельности
- 1. Общие положения.
- 2. Организация работы кружков
- 3. Материальная и финансовая база.
- 1. Общие положения.
- 2.Руководство и контроль за деятельностью объединения.
- 3. Материальная и финансовая база объединения.
- 1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.10 Методика подготовки и проведения концертов, конкурсов, фестивалей. Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений.
- Подготовка и организация концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.11 Руководство самодеятельным художественным коллективом, роль руководителя коллектива, требования, предъявляемые к руководителю.
- 1.12 Народное художественное творчество Ярославской области.
- Фольклор Ярославского края.
- Танцевальное искусство Ярославля.
- Хоровая культура Ярославской области.
- Использованная литература.