Тема 3. 3. Русские народные праздники
Связь календарных праздников с наблюдениями за природой (зимний и летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие) и циклом крестьянских сельскохозяйственных работ. Принятие православия привело за собой церковный календарь и почитание культа Иисуса, Богородицы, апостолов, евангелистов, святых, великомучеников, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году.
Эти имена подчинились ритму труда и быта земледельца; оказались нужны аграрному календарю, помогли превратить свод народных знаний в стройную систему исчисления времени. «Святцы» послужили канвой, в которую укладывался практический опыт крестьянина и которая вобрала в себя так же языческие обряды и праздники. Совмещение народного, аграрного (солярного в основе) счета времени с церковным счетом времени по Пасхе, привело к сосуществованию праздников, закрепленных за определенными днями месяца, и «скользящих», сроки которых зависели от времени празднования Пасхи. Основные русские праздники:
— Святки;
— Macленица;
— Пасха;
— Троица;
— Иван Купала;
— Ильин день.
Масленица - это русский аналог европейского карнавала, который так же проходит перед Великом постом. Связь между этими видами народного гулянья прослеживается и на уровне названий: итальянское слово «сагnеуаlе» (переводится «мясо, прощай») перекликается с одним из наименований масленицы — «мясопуст».
Масленичная неделя (или «сырная седьмица») была как бы подготовкой к строгостям поста: есть мясо уже было запрещено, зато по-прежнему дозволялось вкушать масло, молоко, сыр, рыбу, икру и прочие вещи, о которых не стоит читать на голодный желудок. И, разумеется, блины, многократно и вкусно описанные русскими классиками: Чеховым, Куприным, Лермонтовым, Шмелевым, Буниным.
Первый день масленой недели назывался «встреча». Вторник назывался «заигрыши». Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе — есть блины и кататься с ледяных горок. Среда, («лакомки») была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Четверг считался началом настоящего, «широкого» разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои. Пятница («тещины вечерки») давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Суббота называлась «золовкины посиделки». Молодые женщины приглашали к себе золовок (для тех, кто путается в терминах родства, напоминаем, что золовкой называют сестру мужа). Гостий нужно было не только накормить от души, но и одарить. Воскресенье («прощеный день») было посвящено подготовке к Великому Посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощения за обиды — вольные и невольные, целовались и кланялись. Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью — проводам масленицы. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом (в некоторых случаях — топили в проруби или разрывали на части), чтобы ускорить наступление весны. Иногда в «погребальном» костре сгорали остатки блинов и другой скоромной пищи. Все это сопровождалось прощальными песнями.
Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя.
Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.
Купала — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.
После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня. Славянская община родиноверов, чьи праздники представлены в Календаре в разделе «Праздники славян», также отмечает праздник Ивана Купалы по старому стилю — 24 июня.
Литература:
1. Андреев, В.Р. Праздники и обряды на Руси / В.Р. Андреев. — Москва : Вече, 2006. — 496 с.
2. Лазарева, Л.Н. История и теория праздников : учеб. пос. / Л.Н. Лазарева. — Челябинск : ЧГАКИ, 2004. — 278 с.
3. Круглый год. Русский земледельческий календарь // Сост., вст. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. — Москва : Правда, 1991. — 496 с.
4. Рейли, Т.В. Истоки жизни : Русские обряды и традиции / Т.В. Рейли. — Санкт-Петербург : Невский проспект, 2002. — 251 с.
5. Русский народный календарь / О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. — Москва : Метафора, 2004. – 608 с.
6. Славянские традиционные праздники : Верование и ритуалы. Справочник, 2 изд. // сост. Ф.С. Капица. – Москва : Флинта Наука, 2001. — 215 с.
7. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 76-111.
- Российская федерация
- Содержание
- Опд.Ф.09. Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Раздел 1. Народная художественная культура и ее историческая динамика
- Тема 1. 1. Общее понятие о народной художественной культуре
- Тема 1. 2. Виды и формы народного художественного творчества
- Тема 1. 3. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Тема 1. 4. Мифологические истоки руской народной культуры
- Тема 1. 5.
- Тема 1. 6.
- Раздел 2. Фольклор и фольклористика
- Тема 2. 1. Исследования фольклора в западной науке
- Тема 2. 2. Собирание и исследования фольклора в отечественной науке
- Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора
- Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора
- Тема 2. 5. Фольклорные жанры народов мира : словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения
- Тема 2 6. Устное народное творчество : несказочная проза
- Тема 2. 7. Народное песенно-музыкальное творчество
- Тема 2.8. Сказки и их классификация
- Тема 2.9. В.Я. Пропп как исследователь сказки
- Тема 2.10. Народный героический эпос
- Тема 2.11 фольклорный театр
- Раздел 3. Народное художественное творчество
- Тема 3.2. Русский народный земледельческий календарь
- Тема 3. 3. Русские народные праздники
- Тема 3.4 русский свадебный обряд
- Тема 3. 5. Карнавально-смеховая культура в западных странах
- Тема 3. 6 эстетика карнавала
- Тема 3.7. Русские скоморохи
- Тема 3.8. Народное художественное творчество и профессиональное искусство
- Тема 3. 9. Любительское направление в системе народной художественной культур.
- Тема 3. 10. Основные виды декоративного и прикладного искусства в современной народной художественной культуре
- Тема 3. 11 народные художественные промыслы и ремесла
- Тема 3. 12. Народное зодчество
- Тема 3. 13 народная игрушка
- Тема 3. 14 русский народный костюм.
- Раздел 4.
- Тема 4. 2 организация и научно-методическое руководство народным творчеством
- Тема 4. 3. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом
- Качества руководителя самодеятельного художественного коллектива:
- Темы рефератов и заданий для срс
- Рекомендации к написанию контрольных работ и рефератов Подготовительная работа
- Контрольнаяработа и реферат пишется по плану
- Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Вопросы для студентов заочного отделения
- Основная литература:
- Дополнительная литература: