logo search
ответы история экзамен

32. Экспрессионизм

Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Политическая жизнь Европы переживала сильные потрясения, и неспокойная обстановка того времени не могла не повлиять на художников. Так, в Италии, которая в то время представляла собой памятник собственному былому величию, в качестве протеста против старой культуры зародился футуризм. Богатые традиции художественного формотворчества Франции привели к тому, что там зародился кубизм, а мирные островок спокойствия, которым в то время была Швейцария, оказался родиной дадаизма. Не осталась в стороне и Германия. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».

Истоки экспрессионизма в изобразительном искусстве следует искать в богатстве и многообразии немецкой культуры, которая послужила основой этому направлению в искусстве. Во многом, ту точку зрения на искусство, которая оказалась ключевой для эстетики экспрессионизма, определил Фридрих Ницше. Его книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство, и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Философ выделяет 2 типа эстетического начала, которые он называет аполлиническим и дионисическим. Новый взгляд, который Ницше излагает в этой книге, во многом оспаривает традиционный немецкий подход, который трактует древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию, и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой. Дионисическое начало по Ницше – это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе. По мнению философа, дионическое и апполиническое начало, принципиально противоположные друг другу, при этом неразрывно связаны и всегда действуют вместе, борясь в каждом художнике и художественном произведении. Именно под влияние идеи дионисического хаоса чувств, вновь открытого Ницше, немецкие художники и литераторы воплощают в своих работах сильные эмоции и глубокие переживания.

Несмотря на то, что фигура Ницше является центральным фактором, который спровоцировал появление экспрессионизма, это было не единственной причиной рождение нового направления в искусстве. Дело в том, что для немецкого изобразительного искусства весьма характерен поиск эстетики уродства. Еще со времен средневековья немецкие художники каким-то волшебным образом могли находить прекрасное в отвратительном и красоту – в безобразном. Искусство экспрессионизма во многом опирается на опыт таких мастеров прошлого, как Кранах, Грюневальд, и даже Дюрер.

Кроме того, на живопись экспрессионизма также оказало влияние творчество готических мастеров, Эль Греко и Питера Брейгеля Старшего. Во многом, заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока и Океании – все это причудливо смешивалось, и превращалось в весьма самобытные картины экспрессионизма. Так же, в качестве своих предшественников многие художники-экспрессионисты называли французских постимпрессионистов, швейцарца Фердинанда Ходлера, норвежца Эдварда Мунка, и бельгийца Джеймса Энсора.

Впрочем, говоря об экспрессионизме в искусстве, следует помнить об одной особенности этого термина. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Позднее, по мере того, как общий вектор развития экспрессионизма в искусстве становился направленным более четко, значении этого слова становилось все более и более конкретным, поэтому раннее, широкое понимание экспрессионизма может отличаться от позднего конкретного значения этого направления в искусстве.

Возможно, что именно из-за этого экспрессионизм в живописи стал таким неоднозначным явлением. С одной стороны, художники-экспрессионисты не упускали любой возможности для громких декларации на тему рождения новой культуры. С другой стороны, представители экспрессионизма предлагали отказаться от действительности ради погружения в субъективные переживания. Культ индивидуализма в экспрессионизме в живописи странным образом сочетался с постоянным стремлением объединяться.