32. Экспрессионизм
Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Политическая жизнь Европы переживала сильные потрясения, и неспокойная обстановка того времени не могла не повлиять на художников. Так, в Италии, которая в то время представляла собой памятник собственному былому величию, в качестве протеста против старой культуры зародился футуризм. Богатые традиции художественного формотворчества Франции привели к тому, что там зародился кубизм, а мирные островок спокойствия, которым в то время была Швейцария, оказался родиной дадаизма. Не осталась в стороне и Германия. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Истоки экспрессионизма в изобразительном искусстве следует искать в богатстве и многообразии немецкой культуры, которая послужила основой этому направлению в искусстве. Во многом, ту точку зрения на искусство, которая оказалась ключевой для эстетики экспрессионизма, определил Фридрих Ницше. Его книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство, и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Философ выделяет 2 типа эстетического начала, которые он называет аполлиническим и дионисическим. Новый взгляд, который Ницше излагает в этой книге, во многом оспаривает традиционный немецкий подход, который трактует древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию, и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой. Дионисическое начало по Ницше – это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе. По мнению философа, дионическое и апполиническое начало, принципиально противоположные друг другу, при этом неразрывно связаны и всегда действуют вместе, борясь в каждом художнике и художественном произведении. Именно под влияние идеи дионисического хаоса чувств, вновь открытого Ницше, немецкие художники и литераторы воплощают в своих работах сильные эмоции и глубокие переживания.
Несмотря на то, что фигура Ницше является центральным фактором, который спровоцировал появление экспрессионизма, это было не единственной причиной рождение нового направления в искусстве. Дело в том, что для немецкого изобразительного искусства весьма характерен поиск эстетики уродства. Еще со времен средневековья немецкие художники каким-то волшебным образом могли находить прекрасное в отвратительном и красоту – в безобразном. Искусство экспрессионизма во многом опирается на опыт таких мастеров прошлого, как Кранах, Грюневальд, и даже Дюрер.
Кроме того, на живопись экспрессионизма также оказало влияние творчество готических мастеров, Эль Греко и Питера Брейгеля Старшего. Во многом, заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока и Океании – все это причудливо смешивалось, и превращалось в весьма самобытные картины экспрессионизма. Так же, в качестве своих предшественников многие художники-экспрессионисты называли французских постимпрессионистов, швейцарца Фердинанда Ходлера, норвежца Эдварда Мунка, и бельгийца Джеймса Энсора.
Впрочем, говоря об экспрессионизме в искусстве, следует помнить об одной особенности этого термина. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Позднее, по мере того, как общий вектор развития экспрессионизма в искусстве становился направленным более четко, значении этого слова становилось все более и более конкретным, поэтому раннее, широкое понимание экспрессионизма может отличаться от позднего конкретного значения этого направления в искусстве.
Возможно, что именно из-за этого экспрессионизм в живописи стал таким неоднозначным явлением. С одной стороны, художники-экспрессионисты не упускали любой возможности для громких декларации на тему рождения новой культуры. С другой стороны, представители экспрессионизма предлагали отказаться от действительности ради погружения в субъективные переживания. Культ индивидуализма в экспрессионизме в живописи странным образом сочетался с постоянным стремлением объединяться.
- Хх век в истории мировой культуры: основные проблемы и идеи, их отражение в искусстве.
- Культура и искусство рубежа XIX-XX вв. Символизм как ведущее направление в художественной культуре эпохи.
- Сложение символизма в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро.
- 4. Одилон Редон - концепция суггестивного искусства. Символический гротеск в творчестве д. Энсора.
- Художники группы «Наби».
- 6. Символизм в живописи Германии и Австрии. Образ женщины в произведениях г. Климта.
- 7. Эстетические принципы модерна.
- 15.Своеобразие Петербургского модерна. Провинциальный модерн.
- 16. Символизм в творчестве м. Врубеля. Живописное новаторство художника.
- 17. Своеобразие живописного метода в. Борисова - Мусатова.
- 18. Художественное объединение «Голубая роза».
- 19. Творчество к. Петрова-Водкина. Живописно-композиционная система художника.
- 21. Творчество м.В. Нестерова. Ранние жанровые и историко-бытовые произведения. Религиозная тематика. Портретное творчество.
- Биография
- 22. Импрессионизм в Русской живописи.
- 23. Традиции и новаторство в творчестве в. Серова. Портретная живопись, пейзаж, жанровая живопись. Графика художника.
- 24.Художники «Мира искусства»: своеобразие исторической тематики, образ современного города, театрально-декорационная деятельность, журнальная графика.
- 25. Неопримитивизм в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- 26.Теория и практика абстрактного искусства в. Кандинского
- 27. Философско-эстетические основы творчества к. Малевича.
- 28.Художественный мир м. Шагала.
- 32. Экспрессионизм
- 1. Эрнст Кирхнер. «Красная башня в галле».
- 2. Эрих Хеккель. "Мельница".
- 3. Карл Шмидт-Роттлуфф, "Натюрморт с горшком крокуса".
- 4. Эмиль Нольде. "Возбужденные люди".
- 5. Василий Кандинский, "Композиция".
- 6. Эдвард Мунк, "Волна".
- 32. Абстракционизм в искусстве Европы и Америки. Итальянский футуризм.
- 33. Дадаизми сюрреализм в изобразительном искусстве: эстетические принципы, живописные техники.
- 31 Билет
- 4. Творчество Жоржа Брака.
- 43 Эстетические принципы соцреализма. «Сталинский классицизм» в архитектуре. Скульптура 30-50-х годов.
- 44. Система видов и жанров в официальном изобразительном искусстве 30-50-х годов. Тоже самое что 43
- 45 Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве.
- 46. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов.
- 47. Судьба и творчество в. Попкова.
- 48. Человек и время в искусстве художников 70-х годов (д. Шаховский. Д. Митлянский, н. Нестерова, т. Назаренко и др.)
- 49. Неофициальное изобразительное искусство 60-80-х годов (андерграунд).
- 50. Постмодернизм в западной архитектуре, живописи, дизайне.