logo search
История_искусств_(ШПОРЫ)

30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.

Начало нового тысячелетия как будто положило конец войн и разрухи, длившихся боле 150 лет. Паломничества и крестовые походы обогатили Европу знаниями и культурой Арабского Востока. Монастыри стали строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали.

Перекрытия базилик перешли с деревянных на каменные. Стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проёмы – редкими и узкими. Тип феодального замка окончательно складывается в эту эпоху. Замок – символ власти.

Из-за развития торговли в 11-12 века большую роль стали играть города. Они обносились стенами, иногда в несколько поясов, рвом. Город рос скученно, вверх. Город заселялся по профессиям.

11-13 века расцвет монументального искусства, как живописи, так и скульптуры (монастырская церковь в Сен-Савен-сюр-Гартан конец 9в. – 1115г). Много росписей и скульптур. Капители колонн. Строгость религии, например, обязательный сюжет «Страшный суд». В скульптуре появилось изображение черта. Излюбленный мотив – борьба за чел. душу между ангелами и сатаной. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов. Двоеверие жило в народе. Христианство и язычество.

Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные пути паломничеств. «Песнь о Роланде».

Церкви, построенные на дороге к святым местам, были огромны по размеру, чтобы вмещать паломников и прихожан. Это трёх- или пятинефные храмы, с трансептом – церковь Сен Мартен в Туре, 10-11вв. Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора характерны храмы провинции Овернь – церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне, 1099-1185г. Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн.

Суровый, массивный облик церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (похожий на церкви в Оверни) отличается тем, что от портала до верха западный фасад покрыт скульптурной резьбой.

Южная и Юго-Западная Франция сохранила античность (искусство Прованса). Маленькие по размерам, однонефные, имеют иногда такие фасады, которые напоминают римские триумфальные арки. Встречается классическая архитектура(коринфские капители, античные орнаменты). Например, церковь аббатства Сен Жиль, 11-12вв; церковь Сен Трофим в Арле, 12в.

Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии (богатейший район восточной Франции. Торговый центр. Сильная религиозная жизнь).

Церковь Св. Петра и Св. Павла в монастыре Клюни (1088-1131г) – типичный пример французской романской архитектуры. Сохранились только фрагменты. Тогда это было самая большая церковь в Европе! Длина – 127 метров, высота - >30 метров. 5 башен. Монастырь в Клюне с то время называли «вторым Римом». В Клюни кормили ежегодно до 17 тыс. бедняков! Сохранилось много резных капителей.

Наиболее известные романские постройки в Бургундии – Сен-Лазар в Отене(1112-1132г) и Сен-Мадлен в Везле(1120-1150г). По преданию, в церкви Сен-Лазар хранились останки Лазаря, воскрешенного Христом, там оч классный рельеф со сценой Страшного суда, а с храме Сен-Мадлен – реликвии Св. Марии Магдалины. Славились эти церкви богатыми скульптурными убранствами, покрывавших всю поверхность стен.

Германские памятники. Собор в Вормсе(1181-1234гг) был похож на неприступную крепость. Узкие окна, массивные башни, толстые гладкие стены = суровость и величественность. «переходный стиль(из романского в готический)» - собор в Бамберге(1185-13в).

Англия. Собор в Сент-Олбансе(1077-1090гг), Питерборо(конец 12 века). Сохранился необычный памятник – ковёр из собора Байё(11век) в Нормандии. Его ширина 50см, а длина – 70метров!!! На ковре изображено завоевание Англии норманнами. Ковёр служил энциклопедией жизни 11 столетия: там были крестьяне, ремесленники, солдаты, корабли, сражения и т.д.

Италия. Непорываемая связь с Древним Римом и Византией. Собор св. Марка (1063 до 17века), крестово-купольная систем. Фасад флорентийской церкви Сан Миниато аль Монте (конец 11 – начало 13вв.) украшен многоцветным мрамором.