28.Вышивка в народном творчестве
Вышивка – это искусство шитья декоративными стежками по материалу.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к ХI – ХIIвв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались в ХIY ХYIIвв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую, из шелка и бархата, одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями вышивали праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, свадебные полотенца, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С ХYIIIв. Оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек- крестьянок. Девочки 7-9-летнего возраста начинали готовить себе приданное и к 15-16 годам должны были иметь праздничную и будничную одежду, расшитые скатерти и полотенца.
Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными чертами, их образами.
Следовательно, чтобы определить характерные черты вышивки нужно изучить условные знаки и символы в древних образах.
Древние образы в народном искусстве
Сказочная птица, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги…. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?
Еще далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь: огонь, солнце изображалось крестом или кругом с крестом. Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означало «дерево жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома (см. приложение 1). Женская фигура с поднятыми вверх или отпущенными руками символизировала образ матери – земли, связанный с почитанием земли и влаги. Деревья с раскидистыми ветвями обозначали плодородие земли. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие (см. приложение 2,3,4).
Со временем отдельные фигуры видоизменились, усложнились, сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты.
3. Мотивы орнамента в вышивке
Орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целых их групп. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, но также орнамент служил оберегом и имел магическую силу.
По своим мотивам орнамент может быть: геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; меандоровый – в виде беспрерывных ломанных линий; растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веточек; животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; птичий, составлен из стилизованных фигур птиц; человекообразный, с изображением человеческих фигур и полуфигур (см. приложение 5).
Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятием о красоте.
Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и рядов, расположенных по вертикали, горизонтали и диагонали.
По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:
ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
центрическим, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник, расположенный в центре украшаемого изделия.
Рассматривая иллюстрации, из этого следует сделать вывод, что все виды орнамента вышивки применялись мастерицами в элементах русского народного костюма.
4. Элементы русского народного костюма
4.1. Значение вышивки на рубахе
Основой женского народного костюма была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного полотна или конопляного полотна.
Языковеды пишут, что ее название происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, обрывок ткани»- и родственно слово «рубить», имевшему когда-то еще и значение «резать». Рубаха в основном была длинной, до ступней с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом по горловине. По горловине, разрезу, низу рукавов ее украшали вышивкой. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья, достигавшие в ширине 30 см, располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое орнаментальное решение.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшали ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи (см. приложение 6). Она надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам, украшенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
Ворот у рубахи был особенно «магически важной» деталью одежды, ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности тому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (см. приложение 7).
Рукава рубахи с белой вышивкой связывались в народных представлениях со святым, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял, женское начало. Эта рубаха входила в девичий наряд (см. приложение 8а). Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются, как земля, получившая энергию солнца и способна дать жизнь всему живому (см. приложение 8б).
4.2. Значение вышивки на переднике
Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.
Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии – знаки воды, образы матери – земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающей дитя (см. приложение 9).
4.3. Значение вышивки на паневе
На юге России вместо сарафана носили паневу, домотканую юбку из шерсти. Паневу украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины: самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы. Белая с белой же вышивкой панева считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда (см. приложение 10).
Паневу украшали клетчатой вышивкой. Известно, что в России, еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской паневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина.
Так, на севере рязанской губернии черные или темно-синие паневы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губернии фон паневы был красным с пропущенными по нему черными и белыми нитями. Археологические находки подтвердили, что эта традиция тянется в глубины веков к древним славянам.
Таким образом, мы проследили взаимосвязь вышивки в русском народном костюме с символами и значениями, переходящими в орнамент вышивки, который несет большое магической значение.
Заключение
В ходе исследовательской работы, изучив и проанализировав литературу, опираясь на иллюстрации, схемы, используя методы сравнения, синтеза, мне удалось установить связь между символами, знаками и орнаментами. Выявить характерные особенности вышивки, ее значение и место в элементах костюма.
Из этого следует, что вышивка являлась не только украшением, но имела оберегающий и магический смысл.
Эта тема мне дала возможность увидеть и понять образный язык вышивки, открыть для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.
- 1. Основные понятия теории нхк
- 2. Этнос, нация, народ как исторические и социальные общности людей
- 3.Народная художественная культура и национальный характер (на примере искусства танца)
- 4. Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- 5.Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного» (к.-г.Юнг).
- 6.Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- 7. Структура народной художественной культуры
- 8.Функции нхк
- 9.Массовое, народное и популярное в культуре хх века
- 10. Фольклор как универсальный тип субкультуры
- 11. Фольклор и фольклоризм
- 12. Наивное (примитивное) искусство
- 13.Самодеятельное (любительское) художественное творчество (на примере музыкального любительства)
- 14. Самодеятельное художественное творчество в ссср. Официально санкционированные формы
- 15. Контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в ссср (на примере рок-культуры)
- 16.Народная культура средневековья и Ренессанса (по работе м. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»)
- 17. Творчество в русской религиозной философии (по работе н. А. Бердяева «Смысл творчества»)
- 18. Земля как символ и мифологема традиционной русской культуры (По статье а. Л. Топоркова «Земля» в журнале «Родина»)
- 19. Скоморошество на Руси
- 20. Театрализованные праздники: традиции и современность
- 21Художественное время в фольклоре (по работе д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
- 22. Художественное пространство в древнерусской литературе
- 21. Русский крестьянский дом
- 24.Декоративное убранство народного жилища
- 27 Кружево в народном жилище
- 28.Вышивка в народном творчестве
- 29 Лубок. Его возникновение и распространение
- 30. Кованое железо в нт
- 31 Народный костюм как одна из форм воплощения основ рнхт Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
- Ткани, цвет, орнамент
- Основные виды и формы костюма
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Средняя полоса России
- Западные земли
- Среднее Поволжье, Урал, Сибирь
- Российский север
- 34. Народная игрушка. Виды и ее местные особенности
- 35. Музыкальный фольклор как феномен нхк
- 36. Музыкальные инструменты в рнхк
- 37. Сказка как феномен нхк
- 38. Календарно-обрядовая нхк
- 39. Семейно-обрядовая нхк