logo search
Otvety_na_bilety_po_NKhT_s_1_po_39_krome_nekoto

9.Массовое, народное и популярное в культуре хх века

В научной литературе часто ставится знак равенства между понятиями «мас-совое», «народное», «популярное». С одной стороны, чисто лингвистически такая подмена возможна в силу того, что латинское «populus» - народ, и в европейских языках слова с данным корнем имеют сходные значения, или, во всяком случае, выражают разные смысловые оттенки или характеристики одного явления. Италь-янское «coram populo» означает всенародно, публично, при всех; во французском языке «populo» - народ, толпа, жители; в испанском «popular» - народный, попу­лярный; немецкое «popular» - общедоступный, популярный, пользующийся широ­кой известностью; английское «popular» - народный, общераспространенный, об­щедоступный, понимаемый, популярный, широко известный.

С другой стороны, как считает исследователь массовой культуры А. И. Костина, «...отчасти это связано с тем, что трактовка феномена массы как недиффе ренцированной толпы сопрягается с аналогичным восприятием и такой катего рии, как народ, что приводит к частым семантическим подменам понятий массового, народного, популярного»1.

С третьей стороны, современная массовая культура зачастую использует ос новные принципы функционирования народной культуры, интенсивно ее эксплуа тирует, «перенимая, в частности, ее опору на архетипы коллективного бессозна тельного в виде образов и положений, характер отражения действительности, способность к типизации и обобщениям»2. А составляющей частью фольклорной традиции становятся коммерческие проекты, приносящие доход, например, с популярные у туристов предметы народного промысла. В музыке ярким примером такой коммерциализации фольклорной традиции можно считать направления country и folk, которые являются не только образцом прямого цитирования и обработки собственно фольклорной музыки, но и используют определенную музыкаль ную и словесную стилистику для достижения коммерческого успеха.

Западный исследователь Г. Гэнс, выстраивая типологию культуры, делит ее на высокую (high) или элитарную (elitt); народную (folk); низкую (low) или мас совую (mass), популярную (popular)3. Как видно, для Гэнса массовое и популяр ное - слова-синонимы. Обосновывая такое отождествление понятий, ученый говорит: «... в Европе появился термин massen-Kultur, который американцы с аналогичным смыслом приняли за mass-culture. Я предпочитаю термин «термин "поп-культура», который имеет точно такой же смысл»4.

Однако массовая и народная культуры имеют принципиальное отличие: если основная цель народной культуры сохранение и трансляция необходимой для жиз неспособности общества информации, то массовая культура «является механизмом управления массой - инфантильной, не способной к самостоятельному осуществ лению активности, обладающей размытыми и подвижными представлениям мире, отсутствием устойчивых идеалов и стандартов, ощущающей настоятельную потребность в руководстве»5. В отличие от народного искусства, которое безлично в силу того, что собирательно и выражает дух народа, массовая культура творится профессионалами, а безличной становится по совершенно другим причинам - это стремление к стандартизации, клишированности, типизации и т.п.

Некоторые исследователи рассматривают народную культуру довольно широ ко, что позволяет называть явления разного порядка этим словом. Так, упоминавшийся выше Г. Гэнс видит в народной культуре как области популярного (собст венно народного), так и массового, коммерческого. Внутри фольклора он выделяет понятие «дилетантской» культуры, к которой причисляет «обычные формы досуга и искусство, производящееся для дома, работы или общественного потребления. Но так можно охарактеризовать и массовое искусство7. Таким образом, его народ ная культура представляет собой целый спектр явлений, некую среднюю область между высоким и низким пластами культуры. Его понимание дилетантской культуры:, в целом, схоже с точкой зрения музыковеда В. Дж. Конен, которая выводит понятие «третий пласт», обозначающее сферу музыкального искусства, располагающуюся между элитарным (профессиональным) и народным. «Третий пласт» В.Дж. Конен также близок по значению к понятию «популярного», так как это «самостоятельный, несмотря на его раздробленность, ху-:ственный пласт, представленный своими собственными видами и жанрами, рые чаще всего живут в демократических кругах и не совпадают по своим фундаментальным признакам с двумя другими пластами музыки - профессиональ ным композиторским творчеством и фольклором»8. Если у Гэнса народное и популярное отождествляется, то у Конен, хоть и разграничивается, но, тем не менее, имеет множество точек пересечения. «Вальс, исполняемый народными музыкантами в крестьянской среде,... - фольклор. Вальс, специально культиви-ный на городских танцплощадках и в салонах, - «третий пласт» <...> песни, распеваемые на улицах Парижа ради собственного удовольствия, - образцы на-родного творчества. Шансон и шансонье - представители «третьего пласта»9. Следует заметить, что все исследователи, несмотря на разные подходы к трактовке вышеуказанных понятий, сходятся в одном: популярное - то, что об щедоступно, распространено в большой массе народа, знаменито и активно раз-ется в городской среде.

Что касается популярной музыки, то она тоже может пониматься многознач но.

С одной стороны, в сферу популярного могут попасть образцы «высокого» искусства, то есть классической музыки. Например, частое использование на телевидении

и в рекламе многих отрывков из «Времен года» А. Вивальди, «Половецких плясок» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» или № 1 «О, Fortuna» из «Carmina buranа» К. Орфа делают их популярными в широких кругах, то есть фактом массовой культуры. Несмотря на это, они не утрачивают своей художественной ценности. А представители рок-культуры часто пополняли мелодический фонд за счет клаcсической музыки. Достаточно вспомнить композицию «In the Hall of the Mounting King», созданную по мотивам музыки Э. Грига к пьесе «Пер Гюнт» Г. Ибсена, или «Difficult to Cure», использующую финал Девятой симфонии Бетхо-на, в исполнении группы Rainbow. Рок-группа «Night Wish» помимо стили зации рока использует классический вокал, а группа Apocaliptica исполняет рок-щлягеры на четырех виолончелях. Еще дальше пошли Emerson, Like & Palmer (1971) и Mekong Delta (1994), которые взялись интерпретировать фортепианный цикл М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», полностью изменив стилистику и используя совершенно иной инструментальный арсенал. С другой стороны, так как «материально-экономическая составляющая в такой (массовой - В.Ч.] культуре первична, она служит критерием оценки и значимости «произведения»10. Недаром столь часто употребляемое в поп-культуре слово «шля-гер" изначально обозначало наиболее ходовой, продаваемый товар. Следовательно, чтобы стать действительно популярным, исполнителю или песне необходима «раскрутка», то есть деятельность имиджмейкера, клипмейкера, рекламы, СМИ, фирм грамзаписи, специализированных музыкальных журналов, менеджеров и промуте ров.. Зачастую популярным становится исполнитель, не имеющий хороших вокаль ных данных, или песня, не обладающая высокими художественными качествам Достаточно вспомнить коммерческий проект ВИА-Гра, где голоса исполнителей котируются в намного меньшей степени, чем их внешний вид и поведение на сцене.

Таким образом, не все популярное есть поп-музыка. Поп - это определенный ный вид массовой музыки, целью которого является получение наибольшего до хода и манипулирование общественным сознанием.

Получение максимального дохода возможно только при определенных условиях. Это, в первую очередь, развлекательная направленность поп-музыки. Во второй половине XX века музыка становится одной из самых важных составляющих

индустрии развлечений, особенно в молодежной среде. В первую очередь, это танцевальная музыка. В 70-х гг. появляется первый собственно танще

вальный стиль диско, и основными местами популяризации поп-музыки

становятся дискотеки и ночные клубы.|

Другим необходимым условием функционирования поп-музыки является ее распространение и тиражирование СМИ. Популярны те группы и исполнители, которые наиболее часто появляются в радио- и телеэфире. К тому же за метим, что важную роль здесь сыграли те технические новшества, которые позволили от весьма громоздкого патефона и пластинок перейти к более удобным и мобильным переносным магнитофонам и аудиокассетам, а позже к С|D плеерам и т.п.

Но, как представляется, самыми необходимыми для получения прибыли являются собственно музыкальные характеристики шлягера - чтобы иметь успел продаваться, поп-музыка должна постоянно соответствовать ожиданиям широкой публики. А для этого она должна представлять собой некий коктейль понятных и интересных как можно большей части аудитории клише и штампов, воплощенных в слове и музыке песни.

Популярная музыка ориентирована на узнаваемость, легкость усвоения, значит, проста для запоминания, неприхотлива по мелодике и гармонии, удобна для танца. Танцевальность - непременное условие популярности, музыка должна соответствовать тому стилю танца, который моден в настоящее время: послевоенные танцевальные стили твист (40-е), буги-вуги (50-е) и рок-н-ролл (60-е) сменили диско (70-е) и рэп (90-е), но танцевальная доминанта в поп-музыке осталась. Вместе со сменой типа танцевальности изменяется и тип исполнения, в частности, вокал: на смену брутальным «мачо» с жестким тембрами приходят субтильные подростки, поющие фальцетом и т.п. Помимо того, это и особенности презентации на сцене, которые всегда представляют собой красочные шоу.

Минимальные изменения происходят и в тексте песен, и, несмотря на кажущуюся новизну и непохожесть, они все подчинены четким тематическим стандартам. «Центр образует тема любви с набором из возможных диспозиций четырех концептов: «Он», «Она», «Стремление», «Достижение»12. Таким образом, популярности присущи две, казалось бы противоположные характеристики. С одной стороны, основными характеристиками популярной музыки можно считать ее легкость для презентирования и восприятия, клишированность содержания, раскрученность. С другой - популярностью правит мода, по сути, популярность - это «диалектика стандарта и моды» (Т. В. Чередниченко).

Мода всегда стимулирует интерес к новому. Понятие «современность» -фундаментальная ценность моды. Новизна здесь выступает как форма мотива ции поведения. Мода - противник традиции, она расшатывает господство традиции , ориентируя на новизну, прежде всего, молодежь. Именно поэтому модными чаще все-таки становятся музыкальные стили, жанры или произведения, получившие признание в молодежной среде.

Однако пристрастие ко всему новому в условиях современной динамики мира приводит к тому, что власть любой моды недолговечна. Существует множество примеров песен-»однодневок», исполнителей одной песни. Под воздействием моды трансформируются уже существующие стили и направления в музыке. Так, в 70-е гг. популярными становятся стили глэм-рок, панк-рок, индастри-диско, однако в 80-х на смену им приходит музыка хип-хопа и хэви-металла. Но это не означает, что предыдущие стили не развиваются и к началу 80-х умирают. Это всего лишь значит, что мода на них прошла, сами же стили бытуют в музыкальной среде и поныне.

Интересно, что в культуре XX в. мода способствует не только быстрому угасанию интереса к различным музыкальным стилям, но и сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и появлению "универсального» стиля. Современные исполнители зачастую используют в сво ем творчестве многие стилевые установки. Так, популярная группа «Red Hot Сhili Peppers» в своем творчестве используют рок, альтернатив, соул, R&B, группа «Rammstein» - рок, инструментал метал, альтернатив, дэнс, электроник, а Кристина Агилера - блюз, соул, клаб-бит и хип-хоп.

Мода регулирует и социальные потребности, а вместе с ними и общественный вкус. Мода ориентирует большинство на признанных лидеров.

В музыке такими лидерами чаще всего становятся поп- или рок-звезды. При-они определяют не только музыкальные пристрастия, но и предпочтения в одежде, стиле поведения и т. п. Это связано с тем, что мода — это одна из важнейших форм коммуникации в обществе, а значит, участникам коммуникации необ ходимо быть узнанными. Так, например, в начале 80-х гг. появляется и стано| ся модным в молодежной среде стиль хэви-металл, музыкалными характеристиками которого были тяжесть басов, активное использование удар| них инструментов, напряженный, кричащий вокал. Представители хэви-металла предпочитали мужественные наряды: группа «Manowar» выходила на сцену в об разе викингов в звериных шкурах, рогатых шлемах, сапогах, обшитых мехом, а лидер группы «Accept» Удо Диркшнайдер выступал в военной форме - момуф ляжных штанах, майке и военных ботинках. Вскоре вся европейская молодежь стала одеваться подобным образом.

Итак, соотношение массового, популярного и народного в музыкальной культуре постоянно изменяется в истории культуры, однако в XX веке, ocoбенной во 2-й его половине, можно говорить о размытости границ между этими сферами.