Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
К-ра всегда стр-рна => к-ра верхов и низов => массов к-ра. Она появ тогда, когда появ масса – специфич соц субстрат (к. 19в.). Масс к-ра не выражает изыскан вкусов//дух поисков народа. Вр ее появл-я — сер XX, когда СМИ проникли в больш-во стран и стали доступны представ-м всех соц слоев. Масс к-ра м б интернац и нац. Масс к-ра, как правило, обладает меньшей худ ценностью, чем элитарная//народная к-ра. Но у нее сам шир аудитория и она явл авторской. Выс к-ра обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а масс к-ра — к-ра низов. Одни и те же виды иск-ва м принадлежать выс и масс к-ре: класс музыка — выс, а поп музыка — масс, фильмы Феллини — выс, а боевики — масс. Мас к-ра возникла в XX в. благодаря разв-ю техники, => огр кол-ву источ-в инф-ции, + разв-ю и укрепл-ю дем-ий. Пр. наиб развитой - М. к. в наиб развитом дем об-ве — в США с Голливудом (символом всевластия М. к). Но важно и пр/положное — что в тоталитарных обществах М. к. практически нет, нет деления к-ры на масс и элитар. Иссл-е масс феномена: Лебон «Психология народов и масс» => примитив сознание, спонтанность поведения, деструктивность, неумение мыслить аналит-ки. Отмечалось, что масса порожд разв-ем либ дем, кот созд усердием чк, разв-ем науки и пром-ти => произв-во стандарт продуктов => стандарт-ция сознания. Технологич обработка появ-ся в эпоху расцвета техники, тираж-я.. Масс к-ра помогает чку в усл-ях мод-ции сохр-ть некие вечн и универс ценности жизни, являет собой фундамент приспособ-я к меняющимся усл-ям. Ортега-и-Гассет (1883-1955) «Восстание масс» (1930). Написан под впечат-ем ПМВ эссе «Восстание масс» стало рассматр-ся как пророческое, чему способ-ли и послед-ие события: появ-е таких пр соц “патологии”, как фашизм, нацизм и сталинизм с их масс конформизмом, ненавистью к гуманист-му наследию прош, безудержным самовосхвал-м и исп-нием наиб примит-х наклонностей чел природы. Под «восстанием масс» философ понимал не революц взрыв, а изм-е роли народа в общест жизни Евр стран. Там мысль о том, что соврем об-во и его к-ра поражены тяжел болезнью — засильем бездух, лишен каких-либо стрем-ний чка-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым гос-вам. В критике этого ощущаемого многими фил-ми явл-я Ортега идет вслед за Ницше, Шпенглером. По Ортеге, обезличенная «масса» - скопище посредственностей, — вместо того чб следовать реком-ям ест “элитар” меньш-ва, подним-ся п/в него, вытесняет «элиту» из традиц-х д/нее областей — политики и к-ры => конфликты. Массы не способны творить. Масса творит потребляя. Наличие массы не отменяет творч меньш-ва => есть те, кто производят и те, кто потребляют. Массы треб-т потреб-я. В акте потребл-я есть потребит актив-ть, кот влияет на творцов, к тому же масса перерабатывает все по-своему => опр вид твор-ва. «Массы» – сред индивид, “всяк и кажд, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особ мерой, а ощущает таким же, “как и все”, и не только не удручен, но и доволен собств неотличимостью”. Будучи неспособным к критич-му мышл-ю, «масс» чк бездумно усваивает “ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словес мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека». Если понимать под к-рой некую с-му, кот упоряд-ет мир => проблема: масса – слеп энергия толпы = природ сила (неразум) => ее преимущество. Запреты к-ры д защитить об-во от деструктив элементов масс к-ры. Сверхзадача масс к-ры – не провоц-ие масс выступлений, это преграда масс рев-ции, она цивилиз-т массу. Задача- устранение массы, нейтрализация энергии массы + перевод ее в более благаприят русло => продукты масс к-ры. Масс к-ра апеллирует архаич стр-ми. Масс чк лишен слоя к-ры = варвар. Он живет соврем-тью, он лишен прош. Чк м опираться только на архетипы. Их устранить невозможно, это культ генетич память чк. Т.о. масс к-ра д работать наиб частыми архетипами => эти критерии позвол отлич масс к-ру от немасс. Немасс к-ра – множ-во пластов, кот лежат на архетипе, опирается на «гряз» архетипы => более слож их постижение. Архетип в чист виде не требует интерпретации. Если с «гряз» архетипов снять наслоения, м б исп-ть в масс к-ре. Пр: исп-ние музыки Моцарта как звонка сот телефона; органная месса Баха относится к выс к-ре, но если она исп-ется в качестве музык сопровождения в соревнованиях по фигур катанию => в разряд масс к-ры, не теряя при этом своей принадл-ти к выс к-ре. => т.е немасс к-ра расчленяется на фрагменты. Фильм М. Гибсона «Страсти Христовы». Текст Евангелия – сам популяр. Гибсон пыт-ся экранизировать текст так, как будто не б никак интерпретаций + показать все так, как было на самом деле. Стремление довести до состояния гиперреальности – 1-н из примеров масс к-ры. Вся стр-ра фильма такова, чб не выходить за пределы реал-ти. Но масс к-ра заставляет воспринимать все с т зр житейск логики. Послед кадр – воскрешение – не воспринимается как религ факт => появ-ся идея мщения – нет идеи искупит жертвы.
- Социо-культурные истоки модернизма.
- Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».
- Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.
- Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.
- Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.
- Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.
- Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
- Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
- Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
- Константа развлекательности в массовой культуре.
- Особенности соцреалистического проекта.
- Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
- Российская постмодернистская ситуация. Соц-арт как способ выхода за пределы советского сознания и языка. Анализ одного из произведений или автора.
- Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
- Символизм и акмеизм как осн направления лит-ры св.
- Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».
- Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
- Развитие абстрактного искусства в 20 в.
- Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.
- Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.
- Феномен абсурда в культуре хх в: версии ф. Кафки, а. Камю, абсурдистские драмы (по выбору).
- Контркультура.
- Постмодернизм (п.) как тип к-ры.