logo search
Степан / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Культурная перцепция и этнические отношения

Любое общение начинается с восприятия – перцепции. Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Если враждебность проявляется в поведении индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае, ее считают проявлением бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, то возникают межнациональные конфликты и войны.

Межэтнические отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму:

Довольно разнообразны способы межэтнического сотрудничества. Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межэтнические браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в единое целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.

Второй процесс – этническое поглощение, то есть ассимиляция, – представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом – сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. При этом плюрализм культур, традиций, идеологий несводим к общему основанию. Жизненные формы не могут быть квалифицированы как более высокие или более низкие, верные или неверные. Никакое знание не может быть получено вне контекста культуры, традиции, языка. Проблема не в том, чтобы универсально распространять высшую культуру и единственно верную истину, но в том, чтобы сохранить и развить взаимопонимание разных культур и людей, их коммуникации.

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. Каждая нация может что-то предложить другим народам и, в свою очередь, чему-то научиться у них.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

Однако даже при самом удачном стечении дел на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм. Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными.

Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной. Оценочные суждения выражаются обычно в терминах «неправильная культура», «неистинная культура», «отсталая, варварская культура», если речь идет о чужом этносе. Собственная культура расценивается как единственно правильная или самая передовая. Испанские миссионеры, хлынувшие в открытую Колумбом Америку, обращали «язычников» в собственную веру, навязывая им ценности западного общества как единственно правильные.

От этноцентризма надо отличать принцип культурного релятивизма, выдвинутый в 1906 г. американским социологом Уильямом Самнером. Этот принцип гласит, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Например, даже каннибализм имел смысл в контексте тех обществ, где он практиковался. Американский антрополог Рут Бенедит расширила трактовку

релятивизма, предположив, что любая культура должна пониматься не только из собственных предпосылок, но и тогда, когда рассматривается в своей целостности. Обычаи, правила или традиции не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры.