Инструментально-музыкальное творчество
Музыкально-инструментальна самодеятельность охватывает широкую массу любителей, желающих овладеть музыкальной грамотой и навыками игры на каком-либо инструменте.
Русский народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Это и гармошка, и жалейка, бубен, баян, домра, балалайка, гитара.
Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. Они подразделяются по 2 признакам - это источник звука и способ его извлечения. Исходя из данной системы музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:
Духовые
Флейтовые: свирель, сопель, кувиклы;
Язычковые: жалейка, брелка, волынка;
Мундштучные: рог, рожок
Струнные:
Щипковые: гусли, домра, балалайка, струнная гитара;
Смычковые: гудок;
Фрикционные: лира, колесная;
Клавишные:
Гармонь,
Баян,
Аккордеон,
Ударные:
Мембранные: бубен, барабан, накры, тулумбас;
Самозвучащие: ложки, трещотки, косточки, ухваты, коса, роган, колокол.
Одним из первых упоминании о народных инструментах относятся к Киевской Руси.
Ратная служба предполагала применение большого количества всевозможных духовых инструментов. Затем широкое распространение народные инструменты получили в среде скоморохов, которые были первыми русскими музыкантами-профессионалами. На ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастушковой среде широко использовались струнные инструменты: гусли, домры, гудок.
Позднее широкое распространение получила балалайка и струнная гитара 17-19 век. Конец 19 века ознаменован появлением гармоник.
В конце 19 века музыкант-просветитель В.Андреев создал национальный оркестр РНИ. Андреев был композитором и дирижером, виртуозным исполнителем на балалайке и гармонике из Пскова.
В начале 20 века русский музыкант О. Смоленский сконструировал жалейки и создал квартет жалейщиков.
Широкой известностью пользовался Владимирский пастух Н. Кондратьев, который создал ансамбль рожечников (иностр., рожок). Позднее в оркестре Н.Осипова была целая оркестровая группа рожков.
Важной группой арсенала русских народных инструментов являются струнные инструменты. Среди них наиболее широкое распространение получили: гусли, домра, балалайка.
Гусли - крыловидные звончатые и прямоугольные (столообразные). Среди основателей ансамбля гусляров был 0. Смоленский, который открыл жалейку. На сегодняшний день гусли входят во все оркестры Русских народных инструментов. Большой вклад в развитие гуслей внесла композитор В. Городовская, выпускница училища им. Собинова, солистка национального, оркестра им. Н. Осипова.
Домра - занимает одно из ведущих мест среди струнных инструментов. Домры впервые появились в 16 в. и потом как бы забылись.
В конце 19 в. домра появилась в Андреевском оркестре и с тех пор является неотъемлемой частью оркестров народных инструментов. Домры Андреевского образца имеет корпус в виде полушария. Игра по струнам производится с помощью медиатора. В оркестре употребляются домры «пикало», «прима», «альт», «тенор», «бас», «контрабас», каждая из которых имеет свою настройку струн. Лучшим исполнителем на домре сегодня считается А. Циганков - композитор, народный артист России.
Первые образцы народной балалайки 19-20 веков представляют собой трехструнный инструмент с треугольным корпусом. Балалайка наиболее молодой инструмент русского народа, возникший не ранее 2-й половины 17 века.
Гармоника - первое образцы гармоник появились в России в 30-40 годы 19 столетия. Инструмент небольшого размера, сильного звучания и относительно легкого овладения. Гармоника одновременно служила исполнением мелодии и аккомпанементом. В конце 19 века, когда появилась «городская песня» и гармошка стала служить как аккомпанемент. Родина гармошки - Тула. Совершенством конструкции гармоник стал баян, и теперь баян является многотембровым инструментом, без которого не обводится не один оркестр русских народных инструментов.
Ударные инструменты:
Первые сведения об ударных инструментах относятся к 11 веку. Первый инструмент из серии ударных – бил.
Било - это толстая доска подвешенная на 2-х цепях по которой бьют равномерной колотушкой. Удары в било это первичная форма колокольного звона. Колокол - кроме церковно-ритуальной выполнял военную, гражданскую функцию.
Бубен - металлический котел с натянутой кожаной мембраной. Удар по мембране производится с помощью колотушки в виде кнута с плетеным шаром на конце.
Трещотка - ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Это деревянные пластины нанизанные на 2 веревки.
Ложки – для музыкальных целей изготовляют из твердых пород дерева (дуб, ясень, клен), игровой комплект состоит из 2-4 ложек.
Анализ всей разнообразной гаммы русских народных инструментов показывает, что они предоставляют собой живительный источник, который во многом питает все пласты народной художественной культуры.
- Введение
- 1. Народное художественное творчество - как основа художественной культуры общества.
- 1.2. Основные виды народного художественного творчества. Народное песенное творчество.
- Народный танец.
- Народный театр.
- Инструментально-музыкальное творчество
- 1.3 Этапы развития народного художественного творчества.
- Фольклор, как явление народного художественного творчества.
- Городской «примитив» как явление народного художественного творчества.
- Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества.
- Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.
- 1.4 Народное художественное творчество в праздниках русского народа.
- Рождество
- Масленица
- Праздник Ивана Купала
- Ильин день.
- 1.5 Система государственного организационно-методического руководства самодеятельным художественным творчеством.
- 1.6Основные методы изучения народного художественного творчества
- 1.7 Организационно-правовые основы создания и деятельности самодеятельных коллективов.
- 1.8 Методика создания коллективов художественной самодеятельности
- 1. Общие положения.
- 2. Организация работы кружков
- 3. Материальная и финансовая база.
- 1. Общие положения.
- 2.Руководство и контроль за деятельностью объединения.
- 3. Материальная и финансовая база объединения.
- 1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.10 Методика подготовки и проведения концертов, конкурсов, фестивалей. Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений.
- Подготовка и организация концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.11 Руководство самодеятельным художественным коллективом, роль руководителя коллектива, требования, предъявляемые к руководителю.
- 1.12 Народное художественное творчество Ярославской области.
- Фольклор Ярославского края.
- Танцевальное искусство Ярославля.
- Хоровая культура Ярославской области.
- Использованная литература.