logo search
культура - 5

Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.

В ос-ве евр традиции ценности ант-ти и хр-ва. Общее, что объед-т античность и хр-во: деление мира чка на дух и тело, идеал и материале. Как правило, это вертикально. Хр-во это закрепило: дух – верх, тело – низ. В СВ – традиция карнавала => все переворачивается. В модерн-зме – та же карнавализация – только этот процесс затянулся. Тело – верх, дух – низ – получает сигналы от тела. Понятие жизни – первич целостность, жизн сила, единое целое, она не признает деление на дух и тело. Ницше не перестает принимать дух и тело, моральность появ. в рез-те разумной операции. Вся стратегия М. – стратегия велик отказа. Манифесты – форма отказа по отн-ю к устоявш-ся миру и традициям. Худ-к отказ-ся от готового опыта. Источник худ тв-ва – сама индив-ть худ-ка, худ-к творит самого себя. В М. – жизнь худ-ка есть вдохновение и источник тв-ва, а никак не социум // переживания др людей. Культ непохожести – из фил-и Ницше. Христ бог творит мир из ничего, как сейчас худ-к. М. влечет к себе пустота. Худ-к-м-ст – пророк. Он видит то, что не видят др люди, как это делает Бог. Над ним нет законов, он все создает сам. Д/модерн-го иск-ва – св язык, тв-во, св формализм. Бог-творец = чк-творец. Раньше бог творит, а чк наполняет смыслом. Сейчас мод-ст все делает сам: первич эл-ты общ-ния, базисн стр-ры простр-ва и вр, язык. Полемика с Кантом, кот считал, что м познавать мир, упорядочивая его: мы не м относиться к миру так, как всегда относились. Все вещи-в-себе сознание м изучить. Но откуда оно взялось его не интересует, Кант считал его врожденным. А модернист сознание претендует на то, что эти представления о прост-ве, вр тоже предмет изобретения и тв-ва. Он м. изменить стр-ру сознания и восприятия. Если худ-к-гений м. все изменить, в т.ч. основы миропонимания => как общаться?  проблема коммуникации (нет общ языка, сознания, восприятия) => худ-к создает, а понять его некому => М. иск-во обречено на непонимание. Нарушение и деформация окр мира: все, что б раньше деформируется (формы, цвета, композиции). Оч сложно понять это иск-во, т.к. она намерено изменяет то, что б. раньше => преграды д/понимания => псих дискомфорт. М-кому худ-ку необяз-но понимать самому. Он просто выражает себя => ему не н., чб его кто-то понимал => мод-кий худ-к не ставит перед собой задачу соц функц-я. Мод-зм – иск-во, кот создает свое собств «я» => это иск-во бесполезно и бескорыстно. Иск-во всегда ср-во трансляции ценностей, мод-зм отказ-ся от этого => «иск-во д/иск-ва». Худ-к-мод-ст ограждается от мира – это «худ-к, сидящий в башне из слоновой кости». Т.о., он освоб-тся от ограничений. Форма – послед прибежище иск-ва. Эстетику мод-зма м. назвать неокант-ой – идея отказа, идея формы. Он свободен от морали, идеологии, рынка. Все эти идеи М. иск-ва (о том, что н. только форма, а не содержание) – неокант идеи => интерес к Канту. Меняется статус иск-ва. Худ создает автоном мир (он ни с чем не соотносится). Это нов мир, аналогов кот нет. Увелич доля новизны => ситуация непонимания. Критика самими худ-ми обветшалости и исчерпанности старой худ механики, форм-ло стремл-е мобил-ть внутр силы иск-ва, заинтересовывая читателя и вовлекая его на свою территорию. М. – преобладание незнакомой инф-и над знакомой. Картины Дали – загадки => их н. понять – задача М. Когда появ мода на непонимание, М. становится модным. Мир д стать странным. М. исп-т приемы мистификации и абсурдизации => реальность д. выглядеть абсурдно. Абсурд – картина распада. В иск-ве важно не искусств-ие, а фил-я к-ры, кот м создать вокруг произ-я фил текст. Все худ-ки мыслили себя фил-ми. Искусствоведы упрощают, а М-у это не н. Отказ от «мимесиса» - илюзорно-фотографич подражание видимым формам матер предметов и жизн сит-ций, ч/з условно обобщенное выражение типич образов, хар-ров, действий, обыденной действ-ти. Принцип мимесиса – по нему м. познать все. Класс иск-во – иск-во всегда вторично по отн-ю к первичной, объектив реал-ти. Этот принцип связан с проблемой познания окруж мира. Когда иск-во транслирует эту истину, оно ничего в ней не меняет => истина сущ-т вне иск-ва. Чб понять иск-во, н. знать жизнь и к-ру => 1 из принципов клас иск-ва. М-зм отказ-ся от мимесиса, перевор-т иск-во и жизнь, насколько истинна та реальность за окном, это ?.Иск-во – первично истин реальности. Мир собств-х переживаний первичен => тотал субъективизация. Объектив мир растворяется в субъективном. Мир н. не познать, а построить заново. Вместо мимезиса => принцип жизнестроения, кот предполагает, что мир оч пластичен, а худ-к придает ему форму. Худ-к – абсолют демиург =>Худ-ки м. распро-ть всю волю над миром внутри произв-я. Творец стремился макс-но смешать собств индиви-ть, представляя несконч мозаику явлений действ-ти «такими, как они есть» => ориентация на безличный тон, кот как бы объективно преподносит кусок реальности, когда уже не авторское вторжение, а сама действ-ть способна выражать сложные и напряженные состояния. Такая практика хар-на для М. Пруста, И. Стравинского, П. Сезанна. До ПМВ – этап класс м-зма, все эволюции не выходят за пределы иск-ва. М. не претендует на изм-е окруж мира, в отличие от авангарда. М. не смог мир перевернуть абсолютно, зап сознание оч утопично. М. более // менее впис-ся в практику класс иск-ва, он просто меняет взгляд на иск-во => крайний скептицизм к соц изм-ям (Ницше). Ницше счит, что мир н. менять с сознания и глупо менять с полит т.зр. М. м. понимать как отказ от взгляда на мир как матер-й. М. – это ломка не устраивает (то, как эк-ка меняет мир). Сама идея преобр-ния марксизма и М. разная: марксизм меняет мир снизу, а М.- сверху. М. признает власть субъекта над миром, пыт-ся доказать и объяс-ть, что дает чку такую власть. Но его субъект-е начало тоже н. объяснить. Есть некая жизнен энергетика, кот дается чку с рождения. К 19-н.20 – Фрейд – правит бессознательное. Фрейд тоже перевернул модель – всадник (тело - бессозн) на коне (сознание). Чел язык, к-ра – сублимация инстинктов. Роль сознания – оформитель, оно не выполняет творч ф-ции, оно вторично. Гл задача М. – то бессозн-е, кот в нем живет, н. худ-но оформить. М. не м.б. понят логикой и сознанием, только телом. Чем больше созн-е, тем больше индив-ть. Но Ницше доказал, что все люди на уровне бессознат-го одинаковы. Сфера бессозн тоже сформирована к-рой, только п/бытной (Юнг). Чб понять М., н. поднять в себе архаизм, оживить арх память.=> м-зм – это актуализ-я архаики.

Сравнительный анализ модерн-ого и авангард-ого понимания искусства. Футуризм. Анализ манифеста.

К сер 20в. стан-ся понятно, что модерн-м имеет св ист-ю, появ-ся мэтры мод-ма => 1-ые 45 лет мод-зм – классич. Парадокс: мод-зм, кот отрицал всяк традицию, порождает св традиции, проблемы, критику. Появ-е А. стан-ся вполне з/мерным. Он спорит с классич мод-мом, предлагает св программу. Но он – след этап М. Ф-я А. – не выходит за границы М. Он пыт освежить М., радикал-ть его. А. осущ-т нов прорыв – п/е чего он уже не н. => в 20-х гг – такая фаза в к-ре, кот направлена на консерват реставрацию старого. До сер 50-х гг – культ реставрация => б/ба с авангардизмом. С сер 50-х – до сер 70-х – 2-е издание А. К к. 60-х гг. – эта культ рев-я заканч-ся и нов виток. А. выполняет ф-ции рев прорыва. А. заново пересматривает границы иск-ва. М. – абсолют своб худ-к, он сверхчк, кот творит, все, что хочет. Но вся сфера этого бунта ограничена рамками театра, картины, текста => худ-к-мод-т свободен только наедине с холстом и кистью, он м. делать все, что угодно, но только внутри произ-я. Мод-е сознание расширяет границы восприятия. Аванг иск-во стрем-ся сломать пределы м\у жизнью и иск-м. Иск-во – это рычаг, кот д помочь совершить соц рев-ю => отнош-я м\у авангард худ-ком и адресатом уже др-е. Мод-кие худ-ки не думают о том, как их произв-ния будут восприняты => их произв-я мало, кому понятны. Ав-д все время ищет контакты с адресатом, с публикой, ему всегда н зритель. М-му неважно, что происходит вокруг, а ав-ты делает вызов толпе, чб она их разрывала, жаждут быть распятым (все выступления на площадях). Глав цель ав-тов – нанести пощечину обществ вкусу, разбудить энергию масс. ФУТУРИЗМ (от лат. futurum будущее), авангард-е направ-е в евр иск-ве 1910- 20-х гг., преимущ-но в Итал и Рос. 1-ое направл-е авангард. Манифест – «Пощечина общ вкусу» - суть А. Они работают с энергией масс. Они счит, что мир м б переустроен, только если чк овладеет массой => вождь (воля) + масса (энергия) => перевернут мир. Они счит, что м повести за собой массу, перетащив ее на др стадию развития. Д/этого н вывести чк из состояния обывателя. У чк есть устойч псих связи => их н разорвать, взорвать его сознание. Н разорвать отн-ния с миром. Это оч болезненно => шок-я терапия. В манифестах идея б/бы со всем. Футуризм – борьба п/в люб стабил-ти, перманент рев-я. Дв-е – все, стабил-ть – ничего. Жизнь – безостанов-й бег. В фев 1908 Томмазо Маринетти – 1-й манифест футуристов => провозглашали рожд-е нов твор-ва, созвучное нов веку, призывали восстать п/в трад классич иск-ва. Вокруг него - группа прогресс худ-ков: У. Боччони, К. Карра, Д. Балла, Л. Руссоло - ко молод людей, кот носятся ночью на машинах на дикой скорости. Маринетти восхвалял «любовь к опасности», «привычку к энергии и отваге», а дерзость и бунт считал основ эл-ми св поэзии. Пыт очеловечить мир техники => машина – живая, в-на, скорость. Война – очист сила – дестабил-я, анархия. Во вр в-на мир в состоянии хаоса => высвоб энергия масс и инстинкты. Восхваление в-ны и насилия привело часть ит фут-в к фашизму. Культ молодости - все бойцы А – моложе 30, п/е 30 уже ничего не придумаешь. Старость вызывает чувство брезгливости. П/в семьи, она привязывает, п/в детей, комфорта => полное доминир-е муж начала. М. – гомики, А – мачо, никаких женщин. В манифестах нет ни слова про иск-во, фут – п/в музеев, т.к. там нет ничего нового. Фут-зм фиксирует вним-е на том, что мир изменяется так быстро, как иск-во не м. Классич иск-во ничего не м дать урбанистич об-ву => соврем чк д создать то иск-во, кот покажет реалии сегод дня и поможет выжить => эстетика реал матер вещей. Нов эстетика как антиэстетика. Постеп мир красоты смещается в красоту мат мира => гимн всему соврем. Апр 1910 – 2-й манифест футуристов – утверждал ритмику совр жизни. Отрицали трад к-ру. Д/живописи  хар-ны сдвиги, наплывы форм, многократ повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, получ-е в процессе стремит-го движения. 1-м из приемов футуризма был "монтаж" предметов // их частей, взятых из разных точек и  в разн вр. Футуристы пропагандир выбор соврем сюжетов, с пом кот м открыть «нов пластич идеи». Они стремились отобразить физич явл-я природы – звук, скорость, энергию => их тв-во привело к абстр иск-ву. 11 апр 1910 - «Манифест фут живописи» (Дж. Белла, У. Боччини и др) => практич программа ф-тов. Будущее д/ф-ов – торжество машинно-технич цив-ии. В дальнейшем ф-зм, развиваясь, образует нов направ-е – т н симультанизм, кот связ с идеей одновр-ти. В живописи ф-ов п/е 1912 стали прояв-ся эл-ты кубизма. В Рос – футуристы наз-сь будетляне. Но не слож-сь в целост направ-е, но сыграл бол роль в становл-и нов течения – кубофутуризма. Б специф черты, отлич от зап. Профес мастера обращались к опыту народ и трад иск-ва. Стремясь создать «иск-во будущего», деклар-ли отрицание традиц к-ры (наследия «прошлого», "бросить Пушкина, Дост-го, Толстого с Парохода соврем-ти), культивировали эстетику урбанизма и машин индустрии. Дружили с эсерами и больш-ми. Признали рев-ю. Но больш-ки не признали ф-ов. В среде лев худ-в и в лев партий – родство: мир чка и природы оч пластичен => его м преобразовать. А. – не вид полит деят-ти. Аван-ты настаивают на том, что они не выходят за за рамки. Но претендует на методеят-ть. А-ты пост-но вмеш-тся в политику, но гов, что все это иск-во. Не протестовать, а предлагать перфоманс => пост ?, что иск-во, а что нет. А. смещает границы м/у иск-вом и жизнью. Фут-зм – метафора радик полит дв-й. Анализ манифеста: «1-ый манифест ф-ов» Ф. Т. Маринетти 1909. Ф-ты воспевают красоту машины, мир стал прекраснее благодаря скорости «в мире царит одна только скорость». Д/них в-на – ср-во, кот м очистить мир. Воспевают «разрушит силу анархизма, высок идеалы уничт-я всего и вся». Гл кач-ва чка - смелость, отвага, бунт. В этом ман-те – основы ф-зма: отрицается все предыд-е иск-во. Призывают громить музеи, библиотеки, академии, сравнивают их с кладбищем. Туда ходят один раз в год и приносят цветочки => надо очистить Ит от бесчил музейн хлама – он превращает страну «в одно огр кладбище». Иск-во д/них – «насилие, жестокость, несправедливость». В манифесте заложено возрастное огр-ние д/футуристов «больш-во из нас нет и 30», когда стукнет 40, «тогда молодые и сил-е пусть выбросят нас на свалку». .