4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
В живописи египетские фигуры расположены всегда в профиль. Плечи развёрнуты к зрителю, хотя ноги и голова в профиле. Если эта картина была написана в честь победы царя, над кем-то, то изображают царя, величественного, большого и склонённого врага. Например, стела Нармера. Живопись располагалась ярусами. Рисунки делались по сетке.
Рельефы и статуи. В статуях самое выгодное положение – фас. Для осмотра с другой точки зрения они не предназначены. Хорошим примером служит статуя Хефрена (27в. до н.э.). Статуи почти всегда были с изображением фараонов. Поэтому образовался канон. Фараон должен был свободным, гордым, мудрым, сильным. Есть сидячие фигуры. Если фараон стоит, то он должен делать шаг, обычно левой ногой. Это нужно для того, чтобы дух фараона мог через свою статую выйти прогуляться. Типа, если бы он не делал шаг, то всё… Замуровали, демоны. Статуя умершего изображена в белом одеянии.
В обелисках в самом низу, когда заканчивался текст, рисовался знак Джет(вечность). Нарисована змея, хлеб и земля. Анха – знак жизни. Амона обозначают с двумя большими крыльями.
Статуи, рельефы и живопись всегда сопровождалась письменностью. Её создатель – Тот – бог луны, мудрости, письменности. Это человек с головой ибиса.
Основой письменности были иероглифы – рисунки-значки, означал слово или понятие. Писали на папирусах и ещё кое-где. Везде. Папирус мог достигать 40 метров в длину. В свитке конечно. Писали справа налево. Красная краска – новый абзац, чёрная – обычная. В эпоху Нового царства на свитках появились рисунки, как, например, в «книге мёртвых». Расшифровать иероглифы удалось только в 1822 году. Помог Розеттский камень (186 год до н.э.), написанный на 3х языках. Греческий помог.
При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.
Рельефы развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами – в схожих позах, с одинаковыми жестами, на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые – женщин.
Фараон , вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением.
Окружающий человека мир живых существ и предметов передан достойно и узнаваемо.
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.