logo search
культура - 5

Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.

Стиль модерн (м-н) 1885-1910 (н. ПМВ) – общеевропейский. Эпоха нового. Во Фр этот стиль получ название арт нуво, в Герм – юген штиль, Австр – сецессион, но везде познается как новое иск-во. Нов темы: эротика – к-ра балансирует на грани нормы (=> легал-ся гомосексуализм). Красота пр/поставляется пользе, а предельно эстетиз-й мир не связ-ся с материей. Ницше призывает к возврату дионисийского культа, он станов-ся оч модным, как и неоязыч мотивы => эротика с явным привкусом язычества. Она не обременена моралью//стремлением к норме, ничем не огранич-ся. Эрос как чистый дух д б свободен => мужч с мужч - более свободный союз => нет связи с детьми, браком, а значит свободен. У.Моррис, Рёскин – философы эстетизма. Челов телесность опред-т развитие к-ры: повыш-ся интерес к спорту + демонстрация и наслаждение возмож-ми тела => возрождены олимп игры, кот имеют масс зрителя. Модным стан-ся гимнастика + вост практики (йога). Мод-зм все время ищет новизну => смещение на границы нормы => поиск сверхъестеств, сверхнормы, паранормал. => интерес к Востоку. Многие едут туда => его влияние на зап к-ру растет. Пляж – место, где происходит любование телом. Модерн => возн-е танца. Если в классич балете – женщ легка, невесома, все происходит в воздухе, ее движения позволяют парить. В балерине – подчерк-ся дух начало, а не телесное. Танец-модерн: Луи Фуллер – отказ от пачек и пуантов. Ида Рубинштейн, Айседора Дункан – танцуют босыми, в своб одеждах типа антич туник => отказ от языка класс балета. Общий принцип – танец позволяет погрузится в телесную стихию. Тут м двигаться как угодно, не н особо учится. В танце чк – творец и объект. Танец снимает разницу м/у субъектом и объектом. В танце вертикал линии  горизонтал (катания по полу) => тяготение к плоскости => босая нога. Все тянется книзу, а не к верху, как в балете. Тело д уподобиться др предметам. Память тела – танец М. д ее активизировать. Танец модерна гов на языке чел физиологии, допуск-ся люб быт проявления. Тело д. вести себя так, как будто его никто не видит. Нет стандартов, люб телесность норма и имеет право на выражение. Ч\з понятие красоты выходит понятие подлинность, а она м.б. некрасива. Стиль М-н порождает женщину-вамп, она источник наслаждения. Оч модный образ Соломеи (Ветхий Завет). В н. ХХ в. Рихард Штраус – опера по мотивам Уайльда «Соломея». Модерн музыка, не класс опыта. В основе - христомотийный библейс сюжет о Саломеи (юная, но уже порочная), падчерицы царя Ирода и дочери Иродиады. Во дворце - полуразврат, поиск чувств наслаждений. Вокруг люди, кот не знают отказа. Развратность семьи, в кот она выросла, преступления матери и отчима, захваты римлян, распад – не будь всего этого, ее любовь была бы светлым праздником. Однажды ночью она поет арию, посвященную Луне и слышит голос Иоанна Крестителя, кот проповедует приход миссии. Саломея влюбляется в него, но он ее игнорирует. Она старается всячески его добиться. Иоанна Крестителя казнят. Она танцует д/отчима свой эротич танец, чб получить от него на серебр блюде голову И Кр. Этот танец отражал все особ-ти модерн-го танца. Саломея - резко отличается от своего корыст, развратного, близкого окружения - от Ирода, от злобной Иродиады (Роуз Дайэн), от надменных придворных. Она внутренне свободна, стихийна, живет лишь одной страстью. Личность Саломеи трагич, ибо ее гибель неизбежна. Атмосфера фильма – мрачна и тревожная. Темные стены сумрач пиршественного зала. Обилие пирующих создает тягостное ощущение духоты и замкнутого прост-ва. Похотливые взгляды Ирода на небесно легкую, почти воздушную Саломею лишь усиливает его. Гнев Саломеи и желание отмстить находят св выход в кульминац сцене в танце. Эта сцена полна энергии, производит оч сильн впечатление. Саломея нах-ся в безвыходной ситуации => она заложница своего окружения. Движ-я в танце несут бол смысловую нагрузку, чем слова. Саломея – типичн модерн образ невротического героя. Когда появ-сь пьеса Уайльда «Саломея», ее запретили ставить на Лондонской сцене. Но в 1903 году в Германии ее ставит Макс Рейнхардт. В 1905 году Рихард Штраусс пишет свою знаменитую оперу по мотивам Уайльда. .