logo search
Степан / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Культура поведения и профессиональная этика

Выделяют два вида поведения – вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение – это высказывания, суж-дения, мнения, доказательства. Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми. Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим, либо лишающим смысла человеческое существование. Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, о языке и его роли в культуре.

Реальное поведение – это практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности. При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», девиантном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его по-

ступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и, прежде всего, к другим людям, к самому себе. Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы.

Различают «культурное поведение человека» и «поведение культурного человека». Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе, соблюдение норм профессиональной этики.

Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В этом случае любые поступки и мотивы челове­ческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, – как добро или зло. Главное здесь – именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека – это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть – поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке – каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступ­ка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах. Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности обра­зуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-пер-вых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

Существует целый ряд профессий, которые непосредственно обращены к человеку. От работников этих профессий требуется не только профессионализм, компетентность, но и определенные нравственные качества, особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Таким образом, профессиональная нравственность есть не что иное, как конкретизация общечеловеческих нравственных ценностей применительно к условиям целого ряда профессий.

В связи с этим можно утверждать, что центральным, исходным понятием профессиональной морали является понятие профессионального долга, в котором достаточно четко фиксируются обязанности работника. Именно осознание своего служебного долга побуждает специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы.

О взаимосвязи морали и предпринимательской деятельности, бизнесе убедительно говорит автор учебника «Настольная книга бизнесмена», президент Международного общества бизнеса, экономики и этики Де Джордж Ричард Т.: «Связь между бизнесом и нравственностью ... глубокая. Бизнес, подобно большинству видов человеческой деятельности, изначально предполагает нравственную основу и был бы без такой основы невозможен… Если бы все участники бизнеса – покупатели, продавцы, производители, менеджеры, рабочие, потребители – действовали безнравственно … бизнес вскоре застопорился бы. Нравственность – это и смазочный, и цементирующий материал для общественного механизма, и следовательно, и для бизнеса. Лишь при наличии общей атмосферы нравственности аморальность может оказаться не только возможной, но и выгодной. Ложь не имела бы успеха, если бы большинство людей не были правдивы и склонны доверять другим. Злоупотребление доверием требует наличия атмосферы доверия».

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Почему мораль называют практической философией?

  2. В чем сущность морали как регулятора человеческих отношений?

  3. Дайте характеристику структуры морального сознания.

  4. Почему нельзя свести моральное сознание к набору простых норм нравственности?

  5. В чем отличие моральных норм от правовых?

  6. В чем сущность свободы как условия существования морали?

  7. Какие противоречия есть в морали и чем они обусловлены?

  8. Что побуждает человека совершать бескорыстные поступки?

  9. Какие негативные архетипы присущи человеческому поведению?

  10. В чем особенности нравственного сознания ХХXXI веков?

  11. Какие моральные проблемы порождены современной научно-технической революцией?

  12. Какое поведение считается культурным?

  13. В чем сущность и задачи профессиональной этики?

  14. Почему исходным, центральным в профессиональной этике является понятие профессионального долга?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Основными понятиями морального сознания являются:

а) долг;

б) красота;

в) вера;

г) добро;

д) смысл жизни.

2. Императивность морали основана:

а) на вере в сверхъестественное;

б) на личных убеждениях человека;

в) на страхе наказания;

г) на общественном мнении.

3. Моральный поступок определяется:

а) по соответствию общепринятым нормам;

б) по последствиям;

в) по характеру мотивации;

г) по цели.

4. Существенными признаками свободы являются:

а) осознание необходимости;

б) отсутствие ограничений;

в) возможность выбора;

г) возможность поступать как хочется.

5. Нравственная культура ХХXXI вв. характеризуется:

а) возрастанием индивидуализма;

б) гуманности;

в) агрессивности;

г) ответственности;

д) единства.

6. Оценочно-императивный способ освоения мира называется:

а) моралью;

б) искусством;

в) философией;

г) этикой.

7. Мораль включает в себя моральное сознание, реальное поведение и:

а) нравственные принципы;

б) нравственные чувства;

в) нравственные отношения;

г) идеал.

8. Мораль оказывается всегда и сферой объективной необходимости, и областью принуждения, и:

а) сферой ценностей;

б) духовно-практической деятельностью;

в) сферой внутренней свободы;

г) областью принятия решений.

9. В ХХXXI веках сфера морали:

а) расширяется;

б) сужается;

в) не изменяется;

г) теряет жизненную значимость.

10. Современная НТР:

а) меняет сущность морали;

б) изменяет условия ее действия;

в) остается по ту сторону добра и зла;

г) сужает сферу ее действия.