logo search
СКД

Раздел 4.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 4. 1.

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Роль народного музыкально-песенного, игрового и танцевального творчества в современном этнокультурном образовательном пространстве.

Педагогические возможности народной художественной культуры в аспекте современной культурной антропологии.

Образы-идеалы человека в русском народном художественном творчестве. Отечественные педагогические традиции использования народного художественного творчества в целях социализации, социальной адаптации и психофизической коррекции личности. Народное художественное творчество и задачи этнопедагогики.

Задачи народной художественной культуры в педагогическом процессе как средства психологической коррекции, повышения самооценки личности, самовыражения и самореализации, развития духовно-нравственной культуры и художественно-творческих способностей. Компенсаторная и оздоровительная функции народной художественной культуры в работе с детьми-инвалидами и сиротами.

Отечественная народная художественная культура как отражение традиционного типа художественного сознания, специфика российского менталитета, устойчивых этнических стереотипов поведения. Основные духовно-нравственные идеалы и ценности наследуемые подрастающим поколением в результате приобщения к народной культуре: коллективизм, трудолюбие, нестяжательство, добротолюбие.

Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает:

— совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;

— совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;

— средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов.

Литература:

1. Важенина, С.С. Организация и руководство народным художественным творчеством : учеб.-метдич. пособие / С.С. Важенина. — Тюмень : РИЦ ТГИИК, 2009. — 156 с.

2. Введение // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 3-11.

3. Михайлова, Л.И. Введение // Народная художественная культура : детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. 2 изд. / Л.И. Михайлова. — Москва : Вузовская книга, 2005. — С. 3-12.

4. Организация и руководство народным художественным творчеством : учеб.-метод. комплекс / сост. Ф.Х. Попова. — Тюмень : РИЦ ТГИИК, 2006. — 79 с.