logo
Бернд Шмитт

Лидерство в стиле шоу: образ, миф и этос

Итак, что представляет собой шоу-лидер? Образец для подражания, возвышенный герой, лучший из лучших сотрудников компании? Потрясающий руководитель, чья харизма, прямота, масштаб личности становятся частью легенды бренда? Все это верно, однако настоящий шоу-лидер – не просто сильная личность. Это человек, чьи особенности характера, биография, ценности, призвание и образ действий едины, целостны, так что качества этого лидера и явно видны, и теснейшим образом связаны с сущностью его бренда.

Всегда ли шоу-лидер играет роль? Не обязательно, разве что в том смысле, что он играет главную роль в драме своего бизнеса. Тогда лидер, выступая в такой роли, собирает и объединяет всех ради главного для бренда – его целей, образа и ценностей, чтобы внушить людям веру в бренд и побудить их действовать на благо бренда. Обычно в таком лидерстве есть хотя бы небольшой, но тщательно продуманный элемент шоу.

Лидерство в стиле шоу способствует успеху в делах, помогает воодушевлять сотрудников и придавать им силы. Часто оно также укрепляет и поддерживает веру в потребителях и служащих, особенно в трудные времена.

Во всех случаях, которые мы рассмотрим, лидерство в стиле шоу имеет три главные составляющие – образ, миф и этос. Нет ничего удивительного, что оно напоминает элементы драмы, перечисленные Аристотелем в "Поэтике" – и поныне самой читаемой из всех книг по теории драмы. По нашему определению, образ – это легендарная личность руководителя, чьи главные качества разыгрываются в пьесе о лидере и компании – в мифе. Этос – это претворение образа и мифа в дух компании и ее образ действий: ее видение, ценности и уровень игры.

• Образ – это, иначе говоря, личность, репутация лидера в обществе, его лицо, то, как его воспринимают окружающие. Самый сильный образ лидера – это не обманчивый фасад, но и не беспристрастное зеркало, а воспевание действительно сильных и привлекательных качеств лидера. Эти качества должны быть центральным элементом роли лидера, которую он играет в жизни компании. Образ притягивает внимание аудитории и помогает добиться ее расположения и преданности (будь то служащие, клиенты, потребители, средства массовой информации – словом, все, кто вступает в контакт с компанией). Образ помогает наделить лидера некой исключительностью, привлекательностью, иногда даже харизмой. Но, кем бы ни был лидер – титаном по всем меркам драмы, деловитым ведущим специалистом или прожигателем жизни, играющим в гольф и обожающим роскошь, образ должен быть последовательным. Впрочем, разительные перемены при самореализации лидера и перестройке им самого себя могут явственно усилить образ. Благодаря этому образ может прибавить еще одну сюжетную линию к существующему мифу о себе. Образ необходим для создания этоса компании, отражающего личные свойства, ценности и методы руководителя.

• Миф – это сюжет, личная история лидера. Лучше всего, когда эта личная история связана с историей компании. Внесем ясность: миф – не выдумка, и в его основе должна лежать правда. Но его нельзя назвать беспристрастной, неприкрашенной летописью нашей жизни. Миф – это искусно обработанная и оформленная драматическая история, перед чарами которой трудно устоять. Она венчает образ славой – на местном или мировом уровне. Миф вселяет веру в лидера и компанию, объясняет ценности и побуждения лидера, поддерживающие корпоративный этос. Кроме того, миф порождает чувства и переживания, такие как страх, зависть, сочувствие, желание, привязанность, благоговение, даже любовь. Он побуждает и вдохновляет людей подражать и соревноваться, упорно трудиться, уважать и быть преданными. Один из типичных сюжетов мифа – обогащение, он существует во множестве разновидностей. Но важнее всего то, что миф – не повествование о прошлом руководителя и компании, а захватывающий сюжет о настоящем и о честолюбивых устремлениях в будущее. Это разворачивающаяся драма с участием зрителей (опять-таки, всех без исключения – от секретаря в канцелярии до именитого журналиста). Таким образом, миф помогает вселить уверенность в компанию и установить эмоциональную связь с ней. Он формирует корпоративный этос, делает миссию корпорации волнующей и помогает ей не сбиться с пути. В лучших своих проявлениях миф дарит лидеру и компании бессмертие.

• Этос – это некая совокупность убеждений, призвания и ценностей (лидера или самой компании), которыми руководствуются участники шоу. Это не просто убеждения, а убеждения, претворяемые в действия. Если образ – это голова, а миф – сердце, то этос – это душа, проявляющаяся в поступках корпоративного тела. Это справедливо и тогда, когда лидер – моральный ориентир, и когда он не является образцом праведности. Этос воплощается через образ, а миф дает ему бессмертие. К примеру, вспомним об этосе компании Мэри Кей Эш, о ее методах работы с покупателями. Обратите внимание, как этос отражался на поступках лидера и стиле управления, и, что очень важно, – объединял дух устремлений и деятельность всего предприятия.