logo
реклама pr имидж пресс рел / имидж и PR / pr б-ка

2.1 Сравнительный анализ деятельности библиотечных учреждений по продвижению услуг

В данном параграфе необходимо провести сравнительный анализ деятельности библиотечных учреждений по продвижению услуг, для того чтобы выявить недостатки и положительный опыт, который необходим для совершенствования деятельности и решения проблем библиотеки №12 «Бронницкой».

Анализируемые учреждения находятся в Адмиралтейском районе. «Семеновская» библиотека №11 располагается по адресу Московский проспект, дом 50/42. Библиотека «Бронницкая» находится в доме № 16/17 по улице Бронницкой.

Библиотека на Московском проспекте основана в 1966 году, а на улице Бронницкой – в 1955. Однако «Бронницкая» библиотека начала свое существование в качестве публичного читального зала и переформировано в библиотеку лишь в 2006 году. Библиотеки работают в будние дни с 13:00 до 20:00, в субботу с 11:00 до 18:00, воскресенье – выходной день, а последний рабочий день каждого месяца – санитарный день.

Учреждения занимают помещения первого этажа. Библиотека «Семеновская» имеет отдельный вход с улицы, а вход «Бронницкой» библиотеки расположен внутри парадной жилого дома. В планировке библиотек имеются холл, гардероб, уборная комната, а также помещения книжных фондов библиотек. «Бронницкая» библиотека оснащена читальным залом. Это помещение используется не только как читальный зал, но и для проведения социально-культурных мероприятий (выставок, лекций для учащихся школ, поэтических вечеров).

«Семеновская» библиотека занимает большую площадь по сравнению с «Бронницкой», однако не имеет помещения для проведения социально-культурных мероприятий. Большую часть помещений библиотеки занимает книжный фонд. По сравнению с «Бронницкой» библиотекой он больше в 2 раза.

Книжный фонд «Семеновской» библиотеки составляет более 100 тысяч экземпляров по различным отделам. Художественный отдел является основным – около 70 тысяч книг. Публицистический отдел, включающий в себя периодические издания – 15 тысяч экземпляров, научно-популярный отдел – 10 тысяч книг и учебный отдел – 5 тысяч.

Состав книжного фонда «Бронницкой» библиотеки имеет свою специфику. Преобладающее количество литературы находится в научно-популярном и публицистическом отделах. Это в свою очередь связано с тем, что на протяжении многих лет библиотека комплектовалась как читальный зал. На данный момент фонд библиотеки состоит из 50 тысяч изданий. Из них 20 тысяч – отдел публицистической литературы, 15 тысяч – научно-популярный отдел, 10 тысяч книг – художественная литература и 5 тысяч – учебный отдел.

Несмотря на меньшее количество имеющихся книг, «Бронницкая» библиотека имеет ряд преимуществ для определенного круга посетителей. Большое количество научно-популярной и публицистической литературы дает библиотеке возможность являться хорошей информационной базой для теоретической работы студентов, учащихся, специалистов различных областей.

Автор дипломной работы предлагает рассмотреть количество пользователей анализируемых учреждений.

К началу 2009 года в «Семеновской» библиотеке числится 5656 зарегистрированных пользователей. Количество читателей «Бронницкой» библиотеки ниже - 2800 человек. С 2006 года показатель прироста аудитории библиотек не имеет тенденции к стабильному росту. По сравнению с прошлым годом (2007) количество читателей изменилось на 379 человек в «Семеновской» библиотеке и на 116 в «Бронницкой».

Стоит также отметить, что ресурсы библиотеки №12 «Бронницкой» рассчитаны на обслуживание гораздо большего числа читателей – в 2006 году этот показатель равнялся 5000 человек.

Для более глубокого анализа деятельности библиотек рассмотрим социальный характер аудитории посетителей и их количественные показатели.

Количественные соотношения социальных групп аудитории, посещающей ту или иную библиотеку, различаются.

Из приведенного выше графика видно, что количество рабочих, служащих бюджетных учреждений и служащих коммерческих структур в разных учреждениях отличаются приблизительно одинаково.

Стоит также отметить преобладание в «Бронницкой» библиотеке людей пенсионного возраста. Просмотрев данные книговыдачи, можно сделать вывод о том, что данная категория посетителей проживает в Адмиралтейском районе довольно долгое время и приоритетным для нее является наличие читального зала, а также большого количества публицистической литературы, такой как журналы, газеты.

Особый интерес вызывают показания количества учащихся. Как видно из графика, доля учащихся в «Семеновской» библиотеке гораздо выше, чем в библиотеке «Бронницкой». Изучить этот вопрос поможет более подробное рассмотрение данной категории посетителей.

Из графика видно небольшое преобладание количества школьников по сравнению с количеством студентов в «Семеновской» библиотеке, но в общем, как и в «Бронницкой» библиотеке показатели этих категорий равны по сравнению друг с другом. Доля учащихся колледжей крайне мала. Это связано с тем, что по близости не находится подобных учреждений.

Важной составляющей библиотечной деятельности рассматриваемых учреждений является наличие дополнительных услуг, которые являются платными и пользуются не меньшей популярностью, чем стандартные формы обслуживания.

Платные услуги «Семеновской» библиотеки включают в себя копировальные работы, получение документов по «ночному абонементу», заказ книг по телефону, составление библиографических списков.

«Бронницкая» библиотека также выполняет копировальные работы, выдает книги под залог в случае прописки в другом районе, принимает заказы книг по телефону.

Ежедневно с 2006 года в библиотеке №12 в помещении читального зала возможна работа за компьютерами. Техника была предоставлена библиотеке Отделом информатизации Администрации Адмиралтейского района в рамках городской программы по компьютеризации государственных учреждений. С помощью данной техники появилась возможность создания платных компьютерных услуг, включающих в себя распечатывание и сканирование различных файлов, а также редактирование электронных документов, пользование Интернет-ресурсами, копировальные работы.

Рассмотрим объем выполнения отдельных платных услуг по сравнению с предыдущими годами в «Бронницкой» библиотеке:

Наименование услуги

Количество

2006

2007

2008

Фотокопировальные работы из фонда библиотеки

931

914

1009

«Ночной абонемент»

113

308

329

Предоставление машинного времени

416

299

317

Распечатка черно-белая

877

927

916

Распечатка цветная

46

58

47

Сканирование

84

95

206

Редактирование

15

36

19

Интернет

413

351

425

Из приведенной выше таблицы видно, что объем выполнения платных услуг в библиотеке не имеет особой тенденции к росту. Популярностью пользуются фотокопировальные работы, распечатка документов, а также Интернет. Однако объем использования данных услуг также не увеличивается.

Как было сказано выше, в библиотеке №12 «Бронницкой» имеется зал, который используется не только как читальный, но и для проведения культурно-просветительских мероприятий. В нем проводятся литературные вечера и различные выставки, читаются лекции.

В 2009 году было организовано 21 мероприятие. В их числе различные выставки, лекции для школьников, поэтические вечера. Программа мероприятий дана в приложении.

В «Семеновской» библиотеке проводить крупные мероприятия возможности нет, так как отсутствует необходимое для этого пространство. Библиотека проводит выставки фотографий и картин на свободных стенах своих помещений. А также информационно-иллюстративные выставки на стендах в аванзалах библиотеки. С программой проводимых в «Семеновской» библиотеке мероприятий можно ознакомиться в приложении к дипломной работе.

Проведя анализ количества пользователей библиотек, размеров книжных фондов, наличия дополнительных услуг и проводимых социально-культурных мероприятий стоит перейти к рассмотрению рекламной и PR-деятельности по продвижению услуг в рассматриваемых учреждениях.

Рекламная деятельность в анализируемых библиотеках практически не развита. Это связано, прежде всего, с небольшим бюджетом учреждений. А прибыль от оказания дополнительных услуг идет на поддержание работы библиотек.

Единственный вид практикуемой наружной рекламы – это приклеенные к окнам объявления – листы форматом А4. Объявления содержат даты проводимых мероприятий и выставок. Широко используется реклама лишь внутри самих учреждений – при входе имеются отдельные информационные стенды, на которых располагается описание и расписание проводимых и планируемых выставок, мероприятий. В читальном зале библиотеки №12 на столах находятся информационные бюллетени с расписанием мероприятий, а также описанием и прейскурантом предлагаемых услуг.

Если рекламная деятельность развита плохо в обоих учреждениях, то применение PR-деятельности имеет существенные различия.

В «Семеновской» библиотеке широко налажена работа с внешними партнерами. В их число входят Государственные образовательные учреждения, расположенные в территориальной близости от библиотеки, такие как Лицей №281, школы среднего образования №267, №306, №307, №317, №564 и школа с углубленным изучением французского языка №266. Совместно с перечисленными учреждениями проводятся выставки, а также информация о библиотеке размещается на школьных стенгазетах в учительских и рекреациях.

Помимо образовательных школьных учреждений библиотека сотрудничает с Высшими учебными заведениями. Это направление также относится и к взаимодействию с печатными изданиями. Информация о проводимых выставках, новинках библиотечного фонда, а также о предоставляемых услугах публикуется в газете ГБГТУ «Военмех» имени Д. С. Устинова «За инженерные кадры», газете СПбГУ путей сообщения «Наш путь» и газете СПбГ Технологического института «Технолог». Газеты выходят с периодичностью один раз в месяц, и общий тираж их составляет 5 тысяч экземпляров.

Средства массовой информации так же входят в зону интересов «Семеновской» библиотеки. Информация о ней периодически публикуется в районной газете «Адмиралтейские новости», имеющей тираж 30 тысяч экземпляров и выходящей 2 раза в месяц по 30 адресам. Так же библиотека взаимодействует с муниципальной газетой «Семеновское время», выходящей 1 раз в месяц и имеющей тираж 5 тысяч экземпляров. Успешным является сотрудничество со школьным вариантом газеты «Адмиралтейский вестник», распространяемой среди школ района. Персонал библиотеки принимает участие в написании статей в данной газете, посвященных литературному обзору.

Имеет место положительный опыт сотрудничества с районным телевизионным каналом «Адмиралтейская студия». В новостной программе периодически сообщается о проводимых в библиотеке выставках. В рамках программы «Диалоги» транслировалось интервью с директором «Семеновской» библиотеки И. Б. Заваловым.

В 2009 году сотрудники библиотеки приступили к осуществлению нового проекта – созданию централизованного библиотечного фонда на языках стран бывшего СССР. Данный проект имеет значимость не только для Адмиралтейского района, но и для города в целом. Поэтому он получил активную поддержку правительства Санкт-Петербурга.

Стоит отметить взаимодействие «Семеновской» библиотеки с Администрацией Адмиралтейского района, которая в свою очередь, всячески помогает в информационном обеспечении проводимых проектов.

«Бронницкая» библиотека уделяет гораздо меньше внимания связям с общественностью.

К партнерам библиотеки относится издательство «Вита Нова». Издательство помогает проводить выставки новых поступлений в библиотеке, а также помогает в техническом обеспечении выставок фоторабот. Время от времени партнер дарит библиотеке свои новые издания.

Достаточно долгое время библиотека «Бронницкая» сотрудничает со специализированным Домом престарелых и инвалидов ВОВ №3. Совместно с организацией устраиваются вечера поэзии, выставки художественных работ жильцов Дома, а также проводятся праздничные мероприятия.

Стоит отметить взаимодействие «Бронницкой» библиотеки с государственными общеобразовательными учреждениями. К ним относятся школы №306 и №267. Для учащихся этих школ проводились лекции на тему здоровья, а также конкурс школьных рисунков.

Таким образом, сравнительный анализ двух библиотечных учреждений позволил сделать вывод о том, что оба учреждения имеют некоторые преимущества перед друг другом. Однако, активное использование «Семеновской» библиотекой PR-технологий позволяет ей, в отличие от «Бронницкой», добиваться нужного числа посетителей.