2.1 Сравнительный анализ деятельности библиотечных учреждений по продвижению услуг
В данном параграфе необходимо провести сравнительный анализ деятельности библиотечных учреждений по продвижению услуг, для того чтобы выявить недостатки и положительный опыт, который необходим для совершенствования деятельности и решения проблем библиотеки №12 «Бронницкой».
Анализируемые учреждения находятся в Адмиралтейском районе. «Семеновская» библиотека №11 располагается по адресу Московский проспект, дом 50/42. Библиотека «Бронницкая» находится в доме № 16/17 по улице Бронницкой.
Библиотека на Московском проспекте основана в 1966 году, а на улице Бронницкой – в 1955. Однако «Бронницкая» библиотека начала свое существование в качестве публичного читального зала и переформировано в библиотеку лишь в 2006 году. Библиотеки работают в будние дни с 13:00 до 20:00, в субботу с 11:00 до 18:00, воскресенье – выходной день, а последний рабочий день каждого месяца – санитарный день.
Учреждения занимают помещения первого этажа. Библиотека «Семеновская» имеет отдельный вход с улицы, а вход «Бронницкой» библиотеки расположен внутри парадной жилого дома. В планировке библиотек имеются холл, гардероб, уборная комната, а также помещения книжных фондов библиотек. «Бронницкая» библиотека оснащена читальным залом. Это помещение используется не только как читальный зал, но и для проведения социально-культурных мероприятий (выставок, лекций для учащихся школ, поэтических вечеров).
«Семеновская» библиотека занимает большую площадь по сравнению с «Бронницкой», однако не имеет помещения для проведения социально-культурных мероприятий. Большую часть помещений библиотеки занимает книжный фонд. По сравнению с «Бронницкой» библиотекой он больше в 2 раза.
Книжный фонд «Семеновской» библиотеки составляет более 100 тысяч экземпляров по различным отделам. Художественный отдел является основным – около 70 тысяч книг. Публицистический отдел, включающий в себя периодические издания – 15 тысяч экземпляров, научно-популярный отдел – 10 тысяч книг и учебный отдел – 5 тысяч.
Состав книжного фонда «Бронницкой» библиотеки имеет свою специфику. Преобладающее количество литературы находится в научно-популярном и публицистическом отделах. Это в свою очередь связано с тем, что на протяжении многих лет библиотека комплектовалась как читальный зал. На данный момент фонд библиотеки состоит из 50 тысяч изданий. Из них 20 тысяч – отдел публицистической литературы, 15 тысяч – научно-популярный отдел, 10 тысяч книг – художественная литература и 5 тысяч – учебный отдел.
Несмотря на меньшее количество имеющихся книг, «Бронницкая» библиотека имеет ряд преимуществ для определенного круга посетителей. Большое количество научно-популярной и публицистической литературы дает библиотеке возможность являться хорошей информационной базой для теоретической работы студентов, учащихся, специалистов различных областей.
Автор дипломной работы предлагает рассмотреть количество пользователей анализируемых учреждений.
К началу 2009 года в «Семеновской» библиотеке числится 5656 зарегистрированных пользователей. Количество читателей «Бронницкой» библиотеки ниже - 2800 человек. С 2006 года показатель прироста аудитории библиотек не имеет тенденции к стабильному росту. По сравнению с прошлым годом (2007) количество читателей изменилось на 379 человек в «Семеновской» библиотеке и на 116 в «Бронницкой».
Стоит также отметить, что ресурсы библиотеки №12 «Бронницкой» рассчитаны на обслуживание гораздо большего числа читателей – в 2006 году этот показатель равнялся 5000 человек.
Для более глубокого анализа деятельности библиотек рассмотрим социальный характер аудитории посетителей и их количественные показатели.
Количественные соотношения социальных групп аудитории, посещающей ту или иную библиотеку, различаются.
Из приведенного выше графика видно, что количество рабочих, служащих бюджетных учреждений и служащих коммерческих структур в разных учреждениях отличаются приблизительно одинаково.
Стоит также отметить преобладание в «Бронницкой» библиотеке людей пенсионного возраста. Просмотрев данные книговыдачи, можно сделать вывод о том, что данная категория посетителей проживает в Адмиралтейском районе довольно долгое время и приоритетным для нее является наличие читального зала, а также большого количества публицистической литературы, такой как журналы, газеты.
Особый интерес вызывают показания количества учащихся. Как видно из графика, доля учащихся в «Семеновской» библиотеке гораздо выше, чем в библиотеке «Бронницкой». Изучить этот вопрос поможет более подробное рассмотрение данной категории посетителей.
Из графика видно небольшое преобладание количества школьников по сравнению с количеством студентов в «Семеновской» библиотеке, но в общем, как и в «Бронницкой» библиотеке показатели этих категорий равны по сравнению друг с другом. Доля учащихся колледжей крайне мала. Это связано с тем, что по близости не находится подобных учреждений.
Важной составляющей библиотечной деятельности рассматриваемых учреждений является наличие дополнительных услуг, которые являются платными и пользуются не меньшей популярностью, чем стандартные формы обслуживания.
Платные услуги «Семеновской» библиотеки включают в себя копировальные работы, получение документов по «ночному абонементу», заказ книг по телефону, составление библиографических списков.
«Бронницкая» библиотека также выполняет копировальные работы, выдает книги под залог в случае прописки в другом районе, принимает заказы книг по телефону.
Ежедневно с 2006 года в библиотеке №12 в помещении читального зала возможна работа за компьютерами. Техника была предоставлена библиотеке Отделом информатизации Администрации Адмиралтейского района в рамках городской программы по компьютеризации государственных учреждений. С помощью данной техники появилась возможность создания платных компьютерных услуг, включающих в себя распечатывание и сканирование различных файлов, а также редактирование электронных документов, пользование Интернет-ресурсами, копировальные работы.
Рассмотрим объем выполнения отдельных платных услуг по сравнению с предыдущими годами в «Бронницкой» библиотеке:
Наименование услуги | Количество | ||
2006 | 2007 | 2008 | |
Фотокопировальные работы из фонда библиотеки | 931 | 914 | 1009 |
«Ночной абонемент» | 113 | 308 | 329 |
Предоставление машинного времени | 416 | 299 | 317 |
Распечатка черно-белая | 877 | 927 | 916 |
Распечатка цветная | 46 | 58 | 47 |
Сканирование | 84 | 95 | 206 |
Редактирование | 15 | 36 | 19 |
Интернет | 413 | 351 | 425 |
Из приведенной выше таблицы видно, что объем выполнения платных услуг в библиотеке не имеет особой тенденции к росту. Популярностью пользуются фотокопировальные работы, распечатка документов, а также Интернет. Однако объем использования данных услуг также не увеличивается.
Как было сказано выше, в библиотеке №12 «Бронницкой» имеется зал, который используется не только как читальный, но и для проведения культурно-просветительских мероприятий. В нем проводятся литературные вечера и различные выставки, читаются лекции.
В 2009 году было организовано 21 мероприятие. В их числе различные выставки, лекции для школьников, поэтические вечера. Программа мероприятий дана в приложении.
В «Семеновской» библиотеке проводить крупные мероприятия возможности нет, так как отсутствует необходимое для этого пространство. Библиотека проводит выставки фотографий и картин на свободных стенах своих помещений. А также информационно-иллюстративные выставки на стендах в аванзалах библиотеки. С программой проводимых в «Семеновской» библиотеке мероприятий можно ознакомиться в приложении к дипломной работе.
Проведя анализ количества пользователей библиотек, размеров книжных фондов, наличия дополнительных услуг и проводимых социально-культурных мероприятий стоит перейти к рассмотрению рекламной и PR-деятельности по продвижению услуг в рассматриваемых учреждениях.
Рекламная деятельность в анализируемых библиотеках практически не развита. Это связано, прежде всего, с небольшим бюджетом учреждений. А прибыль от оказания дополнительных услуг идет на поддержание работы библиотек.
Единственный вид практикуемой наружной рекламы – это приклеенные к окнам объявления – листы форматом А4. Объявления содержат даты проводимых мероприятий и выставок. Широко используется реклама лишь внутри самих учреждений – при входе имеются отдельные информационные стенды, на которых располагается описание и расписание проводимых и планируемых выставок, мероприятий. В читальном зале библиотеки №12 на столах находятся информационные бюллетени с расписанием мероприятий, а также описанием и прейскурантом предлагаемых услуг.
Если рекламная деятельность развита плохо в обоих учреждениях, то применение PR-деятельности имеет существенные различия.
В «Семеновской» библиотеке широко налажена работа с внешними партнерами. В их число входят Государственные образовательные учреждения, расположенные в территориальной близости от библиотеки, такие как Лицей №281, школы среднего образования №267, №306, №307, №317, №564 и школа с углубленным изучением французского языка №266. Совместно с перечисленными учреждениями проводятся выставки, а также информация о библиотеке размещается на школьных стенгазетах в учительских и рекреациях.
Помимо образовательных школьных учреждений библиотека сотрудничает с Высшими учебными заведениями. Это направление также относится и к взаимодействию с печатными изданиями. Информация о проводимых выставках, новинках библиотечного фонда, а также о предоставляемых услугах публикуется в газете ГБГТУ «Военмех» имени Д. С. Устинова «За инженерные кадры», газете СПбГУ путей сообщения «Наш путь» и газете СПбГ Технологического института «Технолог». Газеты выходят с периодичностью один раз в месяц, и общий тираж их составляет 5 тысяч экземпляров.
Средства массовой информации так же входят в зону интересов «Семеновской» библиотеки. Информация о ней периодически публикуется в районной газете «Адмиралтейские новости», имеющей тираж 30 тысяч экземпляров и выходящей 2 раза в месяц по 30 адресам. Так же библиотека взаимодействует с муниципальной газетой «Семеновское время», выходящей 1 раз в месяц и имеющей тираж 5 тысяч экземпляров. Успешным является сотрудничество со школьным вариантом газеты «Адмиралтейский вестник», распространяемой среди школ района. Персонал библиотеки принимает участие в написании статей в данной газете, посвященных литературному обзору.
Имеет место положительный опыт сотрудничества с районным телевизионным каналом «Адмиралтейская студия». В новостной программе периодически сообщается о проводимых в библиотеке выставках. В рамках программы «Диалоги» транслировалось интервью с директором «Семеновской» библиотеки И. Б. Заваловым.
В 2009 году сотрудники библиотеки приступили к осуществлению нового проекта – созданию централизованного библиотечного фонда на языках стран бывшего СССР. Данный проект имеет значимость не только для Адмиралтейского района, но и для города в целом. Поэтому он получил активную поддержку правительства Санкт-Петербурга.
Стоит отметить взаимодействие «Семеновской» библиотеки с Администрацией Адмиралтейского района, которая в свою очередь, всячески помогает в информационном обеспечении проводимых проектов.
«Бронницкая» библиотека уделяет гораздо меньше внимания связям с общественностью.
К партнерам библиотеки относится издательство «Вита Нова». Издательство помогает проводить выставки новых поступлений в библиотеке, а также помогает в техническом обеспечении выставок фоторабот. Время от времени партнер дарит библиотеке свои новые издания.
Достаточно долгое время библиотека «Бронницкая» сотрудничает со специализированным Домом престарелых и инвалидов ВОВ №3. Совместно с организацией устраиваются вечера поэзии, выставки художественных работ жильцов Дома, а также проводятся праздничные мероприятия.
Стоит отметить взаимодействие «Бронницкой» библиотеки с государственными общеобразовательными учреждениями. К ним относятся школы №306 и №267. Для учащихся этих школ проводились лекции на тему здоровья, а также конкурс школьных рисунков.
Таким образом, сравнительный анализ двух библиотечных учреждений позволил сделать вывод о том, что оба учреждения имеют некоторые преимущества перед друг другом. Однако, активное использование «Семеновской» библиотекой PR-технологий позволяет ей, в отличие от «Бронницкой», добиваться нужного числа посетителей.
- Реклама и pr как средство продвижения услуг библиотечных учреждений
- Введение
- Теоретические аспекты продвижения услуг библиотечных учреждений средствами рекламы и pr
- 1.1 Характеристика средств рекламы и pr по продвижению услуг учреждений культуры
- 1.2 Особенности и основные проблемы продвижения услуг библиотечных учреждений
- Организация деятельности библиотечных учреждений по продвижению услуг средствами рекламы и pr
- 2.1 Сравнительный анализ деятельности библиотечных учреждений по продвижению услуг
- 2.2 Исследование эффективности деятельности «Бронницкой» библиотеки по продвижению услуг средствами рекламы и pr
- Проект pr-акции по продвижению услуг «Бронницкой» библиотеки Обоснование идеи:
- Характеристика маркетинговой ситуации:
- Характеристика аудитории:
- Организационный этап
- Этап реализации
- Выводы к Главе II
- Заключение