Введение
Актуальность темы исследования:
Современные библиотеки все более превращаются в одну из мощных и важнейших отраслей индустрии информации, оснащаемую новейшей компьютерной техникой, нетрадиционными носителями информации, высокоэффективными автоматизированными технологиями ее обработки и использования. Кардинальные социально-экономические и политические преобразования в России, ориентация на использование новых информационных технологий меняют положение библиотеки в обществе, расширяют и усложняют ее функции и задачи. Поэтому, рекламная и PR-деятельность должна занимать одно из ведущих направлений в работе современной библиотеки. К сожалению далеко не все библиотечные учреждения могут похвастаться грамотными PR-ходами. Многие из библиотек зачастую выражают недоверие к новым направлениям рекламирования своих услуг и деятельности, в то время как сами не способны эффективно налаживать связи с общественностью. В результате библиотечное учреждение не имеет должного успеха, которого вполне могло бы заслуживать.
Слово «реклама» как определение некоего процесса или продукта профессиональной деятельности человека, прочно вошло у нас в обиход всего несколько лет назад. Постепенно пространство рекламной деятельности расширялось, и сегодня нет ни одного человека в стране, кто избежал или не ощущал ее воздействия.
Помимо рекламы широкое распространение получает новое направление – связи с общественностью или PR.
В западной и американской культуре паблик рилейшнз как область знаний и практической деятельности развивается уже более 70 лет, в России же делает первые шаги. Российский PR декларировал себя в начале 90-х годов, когда в стране появились первые PR-агентства. В 1991 году была создана Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая спустя десятилетие насчитывала около 100 членов и зарегистрирована как общенациональная корпорация, активно развивающая свою региональную сеть. На сегодняшний день можно сказать, что PR в России прижился, однако ему еще достаточно далеко до западного уровня. Более того, сегодня мало кто из руководителей точно знает, чем отличаются данные технологии.
Проблема исследования:
Заключается в противоречии между существующей потребностью в продвижении услуг библиотечных учреждений и недостаточным использованием потенциала рекламы и PR в ее удовлетворении.
Цель исследования:
Раскрыть потенциал рекламы и PR в продвижении услуг библиотечных учреждений.
Объект исследования:
Продвижение услуг библиотечных учреждений.
Предмет исследования:
Процесс продвижения услуг библиотечных учреждений средствами рекламы и PR.
Гипотеза исследования:
Заключается в предположении о том, что продвижение услуг библиотечного учреждения будет эффективным при соблюдении следующих условий:
Комплексное использование рекламы и PR в продвижении услуг;
Взаимодействие библиотечного учреждения с партнерами, связанными с библиотечным делом;
Привлечение спонсоров для реализации различных проектов;
Расширение услуг библиотечного учреждения, связанных с использованием средств социально-культурной деятельности.
Задачи исследования:
Дать характеристику средствам рекламы и PR по продвижению услуг учреждений культуры;
Рассмотреть особенности и основные проблемы продвижения услуг библиотечных учреждений;
Исследовать деятельность библиотечных учреждений по продвижению услуг;
Проанализировать деятельность библиотеки №12 «Бронницкой» по продвижению услуг;
Разработать проект PR-акции «Бронницкой» библиотеки.
Степень изученности проблемы:
Характеризуя новейшую литературу по рекламе и PR, можно отметить, что в ней наряду с актуальными экономическими и организационными вопросами все более детальное истолкование получают творческие проблемы, что теоретические разработки все более приближаются к нуждам развивающейся практики.
В большей степени вопросам комплексного использования рекламы и PR в процессе продвижения услуг библиотечного учреждения посвящены работы таких авторов, как Г. Л. Тульчинский, Г. Г. Почепцов, А. П. Марков, Р. И. Мокшанцев.
А. П. Марков определил необходимость маркетингового проектирования в социально-культурной сфере и уделил особое внимание такой деятельности, как спонсорство, которое играет большую роль в финансовом обеспечении учреждений социально-культурной деятельности.
Г. Г. Почепцов в своей работе разработал рекомендации по созданию эффективных PR-технологий.
Кроме того, данная проблема рассматривается в научно-практических изданиях, таких как «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Библиотека» и др.
К сожалению, все же надо признать недостаточную разработанность некоторых важных проблем, связанных с продвижением услуг библиотечных учреждений в России, так как библиотечное дело в нашей стране стоит на пути серьезных преобразований.
Методологической базой данного исследования являются работы современных западных и отечественных исследователей в области истории, социологии, психологии, культурологии, библиотековедения, связанных с раскрытием различных аспектов рекламы и PR.
При рассмотрении специфики рекламы и PR в продвижении услуг библиотечных учреждений автор опирался на работы таких авторов, как Ф. Котлер, И. Алешина, Г. Г. Почепцов, М. Семенова, А. П. Марков.
Этапы исследования:
Аналитический – раскрытие теоретических подходов к продвижению услуг библиотечных учреждений средствами рекламы и PR.
Диагностический – анализ рекламной и PR деятельности библиотечного учреждения посредством анкетирования и интервьюирования.
Проектный – проект PR-акции для библиотечного учреждения.
Методы исследования:
Теоретические – анализ источников и литературы по проблематике данной работы;
Эмпирические – анкетирование, наблюдение.
Научная новизна работы:
Автор дипломной работы на основе изучения особенностей продвижения услуг средствами рекламы и PR раскрыл потенциал данных средств маркетинговых коммуникаций в продвижении услуг библиотечных учреждений, которые в настоящее время становятся ведущими структурами в информационном обществе.
Практическая значимость работы:
На основе анализа рекламной и PR-деятельности «Бронницкой» библиотеки, отношения потребителя к ее услугам, автор дипломной работы разработал проект PR-акции. Данный проект нацелен на решение таких проблем, как привлечение новой целевой аудитории; расширение круга потенциальных клиентов и спонсоров; формирование положительного образа библиотеки.
Проект может быть использован в рекламной и PR-деятельности и для других библиотечных учреждений.
База исследования:
Библиотека №12 «Бронницкая» Адмиралтейского района
Положения, выносимые на защиту:
I. Требования к продвижению услуг библиотечных учреждений:
1. Комплексное использование рекламы и PR в продвижении услуг библиотечных учреждений;
2. Взаимодействие библиотечных учреждений с партнерами из сферы библиотечного дела;
3. Привлечение спонсоров для реализации проектов;
4. Расширение услуг библиотечных учреждений средствами СКД.
II. Проект PR-акции для библиотечного учреждения:
Цели:
- Обеспечить наибольший охват и информированность целевой аудитории;
- Расширить круг надежных партнеров и спонсоров;
- сформировать положительное отношение к библиотечным учреждениям и их услугам в частности.
Задачи:
- Продемонстрировать преимущества данной библиотеки в сравнении с другими;
- Закрепить положительный образ библиотеки у потребителя;
- Привлечь спонсоров для PR-акции и дальнейшей поддержки библиотеки;
- Повысить стремление молодежи к получению информации.
- Реклама и pr как средство продвижения услуг библиотечных учреждений
- Введение
- Теоретические аспекты продвижения услуг библиотечных учреждений средствами рекламы и pr
- 1.1 Характеристика средств рекламы и pr по продвижению услуг учреждений культуры
- 1.2 Особенности и основные проблемы продвижения услуг библиотечных учреждений
- Организация деятельности библиотечных учреждений по продвижению услуг средствами рекламы и pr
- 2.1 Сравнительный анализ деятельности библиотечных учреждений по продвижению услуг
- 2.2 Исследование эффективности деятельности «Бронницкой» библиотеки по продвижению услуг средствами рекламы и pr
- Проект pr-акции по продвижению услуг «Бронницкой» библиотеки Обоснование идеи:
- Характеристика маркетинговой ситуации:
- Характеристика аудитории:
- Организационный этап
- Этап реализации
- Выводы к Главе II
- Заключение