logo
реклама pr имидж пресс рел / имидж и PR / pr б-ка

Введение

Актуальность темы исследования:

Современные библиотеки все более превращаются в одну из мощных и важнейших отраслей индустрии информации, оснащаемую новейшей компьютерной техникой, нетрадиционными носителями информации, высокоэффективными автоматизированными технологиями ее обработки и использования. Кардинальные социально-экономические и политические преобразования в России, ориентация на использование новых информационных технологий меняют положение библиотеки в обществе, расширяют и усложняют ее функции и задачи. Поэтому, рекламная и PR-деятельность должна занимать одно из ведущих направлений в работе современной библиотеки. К сожалению далеко не все библиотечные учреждения могут похвастаться грамотными PR-ходами. Многие из библиотек зачастую выражают недоверие к новым направлениям рекламирования своих услуг и деятельности, в то время как сами не способны эффективно налаживать связи с общественностью. В результате библиотечное учреждение не имеет должного успеха, которого вполне могло бы заслуживать.

Слово «реклама» как определение некоего процесса или продукта профессиональной деятельности человека, прочно вошло у нас в обиход всего несколько лет назад. Постепенно пространство рекламной деятельности расширялось, и сегодня нет ни одного человека в стране, кто избежал или не ощущал ее воздействия.

Помимо рекламы широкое распространение получает новое направление – связи с общественностью или PR.

В западной и американской культуре паблик рилейшнз как область знаний и практической деятельности развивается уже более 70 лет, в России же делает первые шаги. Российский PR декларировал себя в начале 90-х годов, когда в стране появились первые PR-агентства. В 1991 году была создана Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая спустя десятилетие насчитывала около 100 членов и зарегистрирована как общенациональная корпорация, активно развивающая свою региональную сеть. На сегодняшний день можно сказать, что PR в России прижился, однако ему еще достаточно далеко до западного уровня. Более того, сегодня мало кто из руководителей точно знает, чем отличаются данные технологии.

Проблема исследования:

Заключается в противоречии между существующей потребностью в продвижении услуг библиотечных учреждений и недостаточным использованием потенциала рекламы и PR в ее удовлетворении.

Цель исследования:

Раскрыть потенциал рекламы и PR в продвижении услуг библиотечных учреждений.

Объект исследования:

Продвижение услуг библиотечных учреждений.

Предмет исследования:

Процесс продвижения услуг библиотечных учреждений средствами рекламы и PR.

Гипотеза исследования:

Заключается в предположении о том, что продвижение услуг библиотечного учреждения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  1. Комплексное использование рекламы и PR в продвижении услуг;

  2. Взаимодействие библиотечного учреждения с партнерами, связанными с библиотечным делом;

  3. Привлечение спонсоров для реализации различных проектов;

  4. Расширение услуг библиотечного учреждения, связанных с использованием средств социально-культурной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику средствам рекламы и PR по продвижению услуг учреждений культуры;

  2. Рассмотреть особенности и основные проблемы продвижения услуг библиотечных учреждений;

  3. Исследовать деятельность библиотечных учреждений по продвижению услуг;

  4. Проанализировать деятельность библиотеки №12 «Бронницкой» по продвижению услуг;

  5. Разработать проект PR-акции «Бронницкой» библиотеки.

Степень изученности проблемы:

Характеризуя новейшую литературу по рекламе и PR, можно отметить, что в ней наряду с актуальными экономическими и организационными вопросами все более детальное истолкование получают творческие проблемы, что теоретические разработки все более приближаются к нуждам развивающейся практики.

В большей степени вопросам комплексного использования рекламы и PR в процессе продвижения услуг библиотечного учреждения посвящены работы таких авторов, как Г. Л. Тульчинский, Г. Г. Почепцов, А. П. Марков, Р. И. Мокшанцев.

А. П. Марков определил необходимость маркетингового проектирования в социально-культурной сфере и уделил особое внимание такой деятельности, как спонсорство, которое играет большую роль в финансовом обеспечении учреждений социально-культурной деятельности.

Г. Г. Почепцов в своей работе разработал рекомендации по созданию эффективных PR-технологий.

Кроме того, данная проблема рассматривается в научно-практических изданиях, таких как «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Библиотека» и др.

К сожалению, все же надо признать недостаточную разработанность некоторых важных проблем, связанных с продвижением услуг библиотечных учреждений в России, так как библиотечное дело в нашей стране стоит на пути серьезных преобразований.

Методологической базой данного исследования являются работы современных западных и отечественных исследователей в области истории, социологии, психологии, культурологии, библиотековедения, связанных с раскрытием различных аспектов рекламы и PR.

При рассмотрении специфики рекламы и PR в продвижении услуг библиотечных учреждений автор опирался на работы таких авторов, как Ф. Котлер, И. Алешина, Г. Г. Почепцов, М. Семенова, А. П. Марков.

Этапы исследования:

  1. Аналитический – раскрытие теоретических подходов к продвижению услуг библиотечных учреждений средствами рекламы и PR.

  2. Диагностический – анализ рекламной и PR деятельности библиотечного учреждения посредством анкетирования и интервьюирования.

  3. Проектный – проект PR-акции для библиотечного учреждения.

Методы исследования:

Теоретические – анализ источников и литературы по проблематике данной работы;

Эмпирические – анкетирование, наблюдение.

Научная новизна работы:

Автор дипломной работы на основе изучения особенностей продвижения услуг средствами рекламы и PR раскрыл потенциал данных средств маркетинговых коммуникаций в продвижении услуг библиотечных учреждений, которые в настоящее время становятся ведущими структурами в информационном обществе.

Практическая значимость работы:

На основе анализа рекламной и PR-деятельности «Бронницкой» библиотеки, отношения потребителя к ее услугам, автор дипломной работы разработал проект PR-акции. Данный проект нацелен на решение таких проблем, как привлечение новой целевой аудитории; расширение круга потенциальных клиентов и спонсоров; формирование положительного образа библиотеки.

Проект может быть использован в рекламной и PR-деятельности и для других библиотечных учреждений.

База исследования:

Библиотека №12 «Бронницкая» Адмиралтейского района

Положения, выносимые на защиту:

I. Требования к продвижению услуг библиотечных учреждений:

1. Комплексное использование рекламы и PR в продвижении услуг библиотечных учреждений;

2. Взаимодействие библиотечных учреждений с партнерами из сферы библиотечного дела;

3. Привлечение спонсоров для реализации проектов;

4. Расширение услуг библиотечных учреждений средствами СКД.

II. Проект PR-акции для библиотечного учреждения:

Цели:

- Обеспечить наибольший охват и информированность целевой аудитории;

- Расширить круг надежных партнеров и спонсоров;

- сформировать положительное отношение к библиотечным учреждениям и их услугам в частности.

Задачи:

- Продемонстрировать преимущества данной библиотеки в сравнении с другими;

- Закрепить положительный образ библиотеки у потребителя;

- Привлечь спонсоров для PR-акции и дальнейшей поддержки библиотеки;

- Повысить стремление молодежи к получению информации.